Ссылки для упрощенного доступа

​​"Жизнь сломана". Родителей пятерых детей обвиняют в оправдании терроризма


Полину Роотс из Вологодской области обвиняют в публичном оправдании терроризма
Полину Роотс из Вологодской области обвиняют в публичном оправдании терроризма

Родителей пятерых детей из города Череповец Вологодской области Виталия Торочкова и Полину Роотс в сентябре 2022 года задержали по подозрению в публичном оправдании терроризма. Их родственники предполагают, что пару преследуют за поддержку Украины в социальных сетях после начала военного вторжения России. Корреспондент Север.Реалии выяснил, что арестованные несколько лет отбивались от органов опеки, которые в итоге все равно забрали у них всех детей.

Виталия Торочкова и Полину Роотс задержали в конце сентября 2022 года. Их исчезновение заметил отец Виталия Виктор. 2 октября он пришел в домик сына в дачном товариществе и никого там не нашел.

– Дверь открыта, ключ в замке. Я запер. Соседи вышли, рассказали, что приехали три машины, с кинологом обошли территорию их дома. Сначала Полину забрали, потом Виталика. Они в СИЗО в Череповце. Но мне пока ничего не сказали. Говорят, информация закрыта, – сообщил Север.Реалии Виктор Торочков.

Череповецкий городской суд арестовал Роотс и Торочкова на два месяца. Супругов подозревают в публичном оправдании терроризма в интернете (ч. 2 статьи 205.2 УК РФ), рассказали Север.Реалии в суде. Суть обвинения в суде не сообщили, указав, что "ведется расследование". Обвиняемым по этой статье может грозить штраф до 1 млн рублей, либо лишение свободы на срок до 7 лет.

Полина Роотс и Виталий Торочков
Полина Роотс и Виталий Торочков

В Следственном комитете по Вологде и Вологодской области утверждают, что никаких уголовных дел в отношении Роотс и Торочкова не возбуждено. Об этом Север.Реалии сообщили в пресс-службе ведомства. Региональные управление МВД и ФСБ оперативно не ответили.

Спустя неделю их добавили в список экстремистов. В него по российском законодательству могут попасть подозреваемые в преступлениях по мотивам политической, идеологической или религиозной вражды.

Мать Полины Лариса Роотс не знает, в чем именно обвиняют ее дочь, но она уверена, что ни она, ни ее муж не преступники.

– Полина говорит, что ничего такого не совершала, а ее задерживало ФСБ, чуть ли не лицом в пол положили. Мне кажется, Полина даже вразумительно не расскажет о том, в чем ее могут обвинять. Она абсолютно мирный человек. Не курила, не пила, детей грудью всех выкормила, – говорит мать арестованной.

Полина и Виталий много лет конфликтовали с местными органами опеки в Череповце. По данным местных СМИ, семья вместе с детьми с 2017 года жила в боксе в гаражном кооперативе. В 2019 году их ограничили в правах на четверых детей, объяснив это плохими бытовыми условиями. Спустя полтора года забрали и пятую годовалую девочку.

"Отдай детей!"

В тесном темном помещении на кровати сидят двое. За спиной у них темно-красный ковер и сувенирный пакет с символикой СССР и портретом Сталина. Впритык к кровати – монитор. На губах у молодой женщины розовая помада, на веках оранжевые тени. Мужчина в свитере и очках. Это Полина Роотс и Виталий Торочков, в декабре 2019 года они стали записывать многочасовые видеообращения о том, как органы опеки забрали их детей: 8-летнюю Веронику, 7-летнюю Лану, 5-летнюю Машу и 2-летнего Сашу. Запись делали в гараже. Иногда за кадром раздается детский плач – это новорожденная Ева, которую у родителей отберут позже.

Полина Роотс и Виталий Торочков во время видеообращения, в которых рассказывали о своих проблемах
Полина Роотс и Виталий Торочков во время видеообращения, в которых рассказывали о своих проблемах

"Маловероятно, что что-то изменится, но надежда умирает всегда последней. На сегодняшний день для многих граждан дети – просто вещи. Может, наши дети увидят это когда-нибудь, будут знать правду. Сейчас мы вынуждены были покинуть родные места. Из подручных средств организовали кустарную студию: фотоаппарат, старенький видеорегистратор автомобильный нашелся и простенький ноутбук. Интернета, к сожалению, пока нет, поэтому будем записывать частями. При возможности буду выкладывать", – говорит Виталий на первой записи.

Студентка череповецкого училища искусств 17-летняя Полина познакомилась с 25-летним Виталием в 2009 году. Он тогда работал таксистом и строил бизнес по разбору автомобилей. "Кафе, любовь с первого взгляда, все дела. Жить мы стали практически сразу вместе. Как обычно бывает у молодых, ни у меня толком жилья, ни у Полины. Первое время жили в комнате съемной. Это по карману било. Был у меня еще гараж двухэтажный, и мы, чтобы деньги сэкономить, сделали ремонт в нем на втором этаже, две жилые комнаты, кухню, умывальник. И дали объявление о покупке дачи, участка", – вспоминает Виталий в одном из видео.

Полина Роотс с детьми
Полина Роотс с детьми

Спустя год семья оформила ипотеку на землю в садовом товариществе "Северсталь" в Череповце. Согласно документам на видеозаписях Виталия, кредит они погасили. Рядом с покосившимся деревянным домиком на участке гражданские супруги начали строить новое жилье, на которое, по словам Виталия, "ушло 3,5 млн рублей и 7 лет жизни". К тому времени Полина ждала уже второго ребенка и большую часть времени проводила у матери.

– Я им дала деньги на вагончик, потому что в домике на их участке жить было невозможно. Вероника у меня воспитывалась. Они строили и жили там на участке. Были трудные условия жизни, но они почти все достроили. Мы предлагали, давайте будем квартиру вам оплачивать зимой, а летом стройтесь. Он (Виталий. СР) – нет! Нас никого не воспринимал, все время идет своими размышлениями, разговаривает о своем. Во всяком случае, мы тут как родственники, всегда их поддерживали, деньгами там, как могли, – вспоминает Лариса Роотс.

Весной 2013 года молодая семья с двумя детьми поселилась в купленном вагончике площадью 20 квадратных метров, чтобы "ударными темпами строить дом". "Дальше у нас начались первые проблемы. Нас стали преследовать разные службы, на тот момент мы не понимали, что это такое. По сегодняшний день мы слышим одно: "Отдай детей, отдай детей, отдай детей". В бюджете семейном у нас появилась новая статья расходов: "ювенальные попрошайки". Очень наглые люди, начали приезжать, пытаться ворваться, пришлось обзавестись двумя собаками большими", – говорил Виталий в другом видео.

В 2017 году семья снова перебралась в гараж, потому что весь дачный кооператив отключили от электроэнергии. Виталий обращался в мэрию, прокуратуру, даже поехал в администрацию президента в Москву, однако проблема со светом не решилась. Супругам удавалось отбиваться от визитов полицейских и госслужащих вплоть до 2019 года, когда суд ограничил Полину и Виталия в правах на четверых детей. Согласно заключению заведующей отдела опеки и попечительства мэрии Череповца Валентины Артемовой, это произошло из-за жилищно-бытовых условий семьи.

"Рекомендации специалистов учреждения, иных субъектов системы профилактики со стороны семьи игнорируются, доступ по месту проживания предоставляется нерегулярно. Родительские обязанности исполняют ненадлежащим образом", – говорится в документе.

Детьми стала заниматься бабушка – Лариса Роотс, которая оформила над ними опеку и увезла в Анапу, где родилась. Виталий и Полина остались с новорожденной Евой в Череповце, пытаясь оспорить решение суда.

В 2021 году Лариса Роотс послала ходатайство на имя судьи Череповецкого городского суда, в котором утверждала, что родители ее внуков с момента ограничения в правах не принимают участие в воспитании четырех детей – не выплачивают алименты, и попросила полностью лишить их родительских прав. Фотографию заявления Полина Роотс опубликовала на своей странице во "ВКонтакте". Согласно базе ФССП, долги семьи по кредитам, коммунальным платежам, алиментам и сборам за услуги судебных приставов достигли уже полумиллиона рублей.

– Я исхожу из интересов детей. Как детям лучше, так мы и делаем, стараемся. Не было цели отрывать. Были трудные условия жизни, я взяла их, чтобы они в детдоме не были. Их готовы были взять, потому что дети нормальные и физически, и психически. Их хватали только так, поэтому все быстро я успела еле-еле оформить, – объясняет Лариса Роотс.

В феврале 2021 года в жилище Полины и Виталия вломились бойцы ОМОНа. "Без предъявления каких-либо документов нас скрутили, вырвали грудного ребенка. Тела в масках, творящие беспредел, называли себя: участковым, судебными приставами, органами опеки, а также словесно сказали, что они выполняют решение суда. Нас никто не судил. А также один из приставов объявил, что на нас ведутся уголовные дела", – сообщила на своей странице "ВКонтакте" Полина. (Север.Реалии не удалось подтвердить информацию о других уголовных делах, которые могли быть возбуждены против Роотс и Торочкова. – СР).

Виталий Торочков показывает якобы действующие документы "из СССР"
Виталий Торочков показывает якобы действующие документы "из СССР"

Еву разделили с сестрами и братом. Сейчас она находится в приемной семье в Череповце. На своих страницах в социальных сетях Полина и Виталий обвиняют Российскую Федерацию в геноциде и похищении детей и публично отказываются от гражданства. Семья объявила, что будет использовать документы СССР – страны, где родился Виталий.

С февраля 2022 года пара выступает в поддержку Украины, требуя остановить войну и публикуя на странице "ВКонтакте" видео оппозиционных блогеров и музыкантов.

"ВАЖНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Я.П.В.Роотс и мой муж, В.В. Торочков. Мы напрямую обвиняем р.ф. в военных преступлениях. Требуем прекратить войну на Украине. СЛАВА УКРАИНЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!" – гласит пост Полины Роотс, опубликованный на следующий день после начала военного вторжения России в Украине (пунктуация и орфография сохранена. – СР).

Лариса Роотс и Виктор Торочков, отец Виталия, не представляют, за что в сентябре 2022 года могли заключить под стражу их детей.

– Полина не способна на какие-то экстремистские выпады. Ну, она … как ребенок просто! Она его поддерживала, а он пользуется ее доверием. Может быть, на них кто-то повлиял, что, мол, "поддерживай Украину". Скорее всего, они просто сочувствуют чисто по-человечески, что люди погибают. Мы все сочувствуем, что и те, и те погибают, – рассуждает Лариса Роотс, но тут же осекается: – Я конкретно за Россию, я поддерживаю и Путина, и всех политиков. Я вот такая. Если ей дадут за критику политики руководства срок… Понимаете, это просто незрелое у нее отношение ко всему этому. Я считаю, вообще зря писать чего-то. Ведь ФСБ просто так не будут, наверное… Она просто переживает за детей, считает несправедливым. Мы же сами видим, в каких семьях воспитываются, там вообще ужас. И все равно детей не забирают. А они и дом почти уже достроили, не нищета, не грязь, не наркоманы, не алкоголики. Ничего этого не было, чтобы забрать детей. Это трагедия семьи. Прямо вся жизнь целиком сломана. Конечно, у них протест был против всего. Они это переносят на государство.

"Конца и края нет этому списку"

С 2015 года в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга попали более 12 тысяч россиян и около 500 иностранцев. Кроме того, в списке 500 российских и 100 иностранных компаний. Глава юридической практики общественной организации "Роскомсвобода" Саркис Дарбинян говорит, что сегодня в законодательстве порядка двух десятков статей, по которым можно попасть в тюрьму за активность в интернете.

– Это, например, экстремизм, оправдание терроризма, оскорбление чувств верующих, возбуждение ненависти или вражды, реабилитация нацизма, порнография, оскорбление представителя власти. Уже конца и края нет этому списку. Преследуют за пост или комментарий к чужой публикации, репост из аккаунта другого пользователя, за картинки, музыку, видео и все прочее, – говорит адвокат.

С начала российского вторжения в Украину в РФ ввели уголовную и административную ответственность за распространение ложной информации (так называемые "фейки") о вооруженных силах РФ и "дискредитацию" российской армии. Дела возбуждают, если граждане РФ подвергают сомнению официальную позицию Минобороны России в вопросе войны в Украине. С марта 2022 года возбуждено 88 уголовных дел о "фейках". С марта по сентябрь в российские суды поступили более 4 тысяч протоколов по “дискредитации” ВС РФ, подсчитали журналисты "Медиазоны". Ни уголовное, ни административное преследование за "фейки" и "дискредитацию" не подразумевают внесение человека в реестр экстремистов и террористов.

При этом до войны в Украине в России выросло количество уголовных дел по экстремистским и террористическим статьям. Число осужденных за призывы к экстремизму в интернете в 2021 году выросло почти в два раза по сравнению с 2019 годом, писали "Сетевые свободы".

Власти России наш сайт. Чтобы продолжить читать публикации Север.Реалии, подпишитесь на наш телеграм-канал. Установите приложение Радио Свобода в App Store или в Google Play – в нём доступны все материалы наших сайтов, туда уже встроен VPN. Оставайтесь с нами!

XS
SM
MD
LG