Московский городской суд отказался удовлетворить жалобу председателя партии "Яблоко" Эмилии Слабуновой, которая подала иск к Генпрокуратуре России и Карелии, отказавшимся проверять законность раскопок в урочище Сандармох, говорится в сообщении партии.
В августе 2018 года Эмилия Слабунова обратилась в прокуратуру Карелии с просьбой проверить законность экспедиции, во время которой Российское военно-историческое общество собиралось найти захоронения узников финских лагерей и погибших солдат Красной армии в Сандармохе. Политик посчитала, что у РВИО нет разрешения на раскопки внутри объекта культурного наследия, проекта раскопок и историко-культурной экспертизы.
Прокуратура не стала проводить проверку, а обращение отправила в управление по охране объектов культурного наследия Карелии. Ведомство назвало Сандармох достопримечательным местом, для раскопок в котором не требуется особых документов.
В октября 2018 года Слабунова обратилась уже в Генпрокуратуру. Та перенаправила обращение в свое карельское подразделение. Такая ситуация происходила дважды.
В июле 2019 года политик подала в суд на Генпрокуратуру, но Тверской суд Москвы отказался удовлетворить жалобу.
В июле 2019 г. Слабунова подала на Генпрокуратуру и прокуратуру Карелии в суд. Тверской районный суд принял решение отказать в удовлетворении искового заявления партии. Решение было обжаловано в Тверском суде, но он оставил его без изменений.
"Фактически прокуратура продемонстрировала откровенную, образцовую волокиту, игнорирование требований федеральных законов. По факту прокуратура передала свои собственные полномочия по надзору за органами исполнительной власти тем инстанциям, действия которых обжаловались, и суд закрыл на это глаза", — заявила Слабунова на рассмотрении дела в Мосгорсуде.
Решение суда будет обжаловано.
Сандармох – одно из крупнейших на Северо-Западе России захоронений жертв репрессий. Урочище - памятник международного значения: здесь похоронены русские, финны, карелы, украинцы, поляки, немцы, белорусы, представители более 60 национальностей и 9 религиозных конфессий. По оценке "Мемориала", на территории памятника были расстреляны в 1937–1938 годах более 7 тысяч человек, из них известны имена 6241 человека.
У историков РВИО есть теория, что часть захороненных на урочище людей не были убиты по указанию советских органов власти, а были узниками финских концентрационных лагерей. Финнские и карельские историки это опровергают и говорят, что нет никаких документов, доказывающих это.