В октябре мировой судья Приморского района Санкт-Петербурга приговорил 70-летнего петербуржца Виталия Игнатова к одному году ограничения свободы по статье о вандализме по мотивам политической ненависти. Согласно решению суда, с десяти вечера до шести утра он не имеет права покидать свою квартиру, выезжать из Санкт-Петербурга и ходить на массовые мероприятия.
Текст: "Окно"
"Преступление" было совершено 17 марта, во время президентских выборов 2024 года. Как следует из материалов дела, Игнатов написал на стене дома на улице Авиаконструкторов "плохие слова" о президенте России, тем самым выразив "политический протест".
Корреспонденту "Окна" Виталий Игнатов рассказал о причинах своего поступка, как к нему отнеслись силовики и почему ему даже пришлось развестись.
"Держава сбивается с курса"
Виталию Игнатову 70 лет. Родился он в Республике Коми, но высшее образование получал в Ленинграде, где и остался жить и работать. По профессии физик, работал инженером на петербургском заводе "Красный треугольник", а затем в кооперативе. С 1990-х годов Игнатов занимается частным предпринимательством – сейчас ремонтирует компьютеры.
Виталий Егорович говорит, что начал интересоваться политикой благодаря Алексею Навальному. До этого лишь в августе 1991 года выходил на Исаакиевскую площадь – в дни путча, когда ГКЧП попытался совершить в стране госпереворот.
А затем за политикой он следить перестал. И 1993 год, и протесты 2011–13 годов, по его словам, "не заметил", потому что был занят исключительно работой.
– Как, наверное, многие, считал, что раз к власти пришли люди, позиционирующие себя как демократы, то можно спокойно работать, – говорит Игнатов. – В девяностых было сложно. Ну а теперь заниматься предпринимательством – отложенное самоубийство. Зарегистрировать фирму, получить ЭЦП в разы проще. Но государственное финансирование начало сворачиваться ещё в 2018 году. А сейчас оно просто отсутствует. Насчет общественной жизни: люди были достаточно бедные материально, но свободные до одури. Вместо арбитражных судов были третейские суды бандитов, но какой из них предпочтительней – это большой вопрос.
Интерес к политике вернулся в 2017–2018 годах. Когда Алексей Навальный проводил свою президентскую предвыборную кампанию, Игнатов по-новому посмотрел на происходящее в стране.
– В 2018 году пришло полное понимание, что, как писал когда-то поэт Александр Городницкий, "наша держава, словно судно, сбивается с курса", – говорит он. – Я занимался обслуживанием промышленных предприятий: монтаж, обслуживание и ремонт промышленного оборудования. И видел, как они умирают. Причем не по причинам экономическим, а чаще ввиду банального воровства. Работы в этой отрасли не осталось, возраст пенсионный, появилось много свободного времени для интернета. Тогда впервые услышал Навального. Был потрясен. Яркая личность, предельно понятный, бесстрашный, трибун, безусловный лидер. Был на всех акциях в нашем городе. Как свидетель событий, могу сказать, что 21 апреля 2021 года практически весь город вышел против Путина.
Убийство Алексея Навального в колонии 16 февраля 2024 года Виталий Игнатов воспринял как личную трагедию и трагедию для страны.
– Навальный был единственным человеком, которого на Западе считали серьезным политиком, – рассуждает он. – И единственным человеком, который смог бы обеспечить сохранение российской государственности, пусть даже в усеченных границах. Единственным, кто смог бы обеспечить более или менее плавный переход власти без большого кровопролития, без большой гражданской войны. Я посчитал, что должен публично выразить своё отношение к этому.
"Не хватало только аплодисментов"
Как гласит приговор мирового судьи Веры Медведевой, 17 марта 2024 года Виталий Игнатов, "...выражая свой политический протест против выборов Президента Российской Федерации, используя заранее приготовленный маркер с красящим веществом черного цвета, находящийся при нем, умышленно нанес им на фасад здания дома 29 корпус 1 по проспекту Авиаконструкторов в Приморском районе Санкт-Петербурга, надпись "Путин Лжец Вор Убийца", таким образом, обезобразив внешний вид здания, осквернил его".
Пенсионер понимал, что его задержат:
– Я еще не закончил своё "творчество", а за спиной уже стоял боец и ждал, когда я закончу. Затем – отделение полиции, изолятор временного содержания (30 часов) и суд, – рассказывает он.
Отношение к себе со стороны сотрудников полиции Виталий Игнатов называет "исключительно положительным". По его словам, в райотделе полиции "не хватало только аплодисментов".
– Именно поэтому мой поступок имел смысл, – считает он. – По меньшей мере человек 200 – полицейские, судейские, эксперты – узнали, что нашелся человек, который открыто и публично сказал то, что они думают. И все с огромным уважением обращались со мной. И в качестве бонуса: пока меня оформляли, я часа два вел пропаганду среди полицейских. Не представляю, где и как я мог бы ещё это делать. И они внимательно слушали меня: собрался весь личный состав. И я объяснял, что Донбасс – это Украина, что ни одна страна не любит сепаратистов, что наши войска в Чечне не цветы нюхали, но никто санкций не вводил, потому что Чечня – это часть России в международно признанных границах.
Близких друзей у 70-летнего Игнатова в живых не осталось, а взрослые дети и знакомые его поступок не поняли. Да и страна в целом, как отмечает Игнатов, "оцепенела от страха".
"После смены режима мы снова поженимся"
После уголовного дела со своей супругой Виталий Егорович оформил развод, хотя они и продолжают жить вместе.
– "Ну теперь меня уволят", – сказала мне жена. И я предложил оформить развод, что мы и сделали, – рассказывает Игнатов. – Объективно наши взаимоотношения значительно улучшились. Мои высказывания на эту тему: "Дорогая, после смены режима мы снова поженимся. И обязательно во Дворце бракосочетаний, а не в ЗАГСе. И доживем до Золотой свадьбы (сейчас почти 39 лет совместной жизни и трое взрослых детей). После смены режима ты будешь лицо неприкосновенное – как жена ветерана антифашистского движения".
Его экс-супруга преподает в школе информатику.
– Участь бюджетника хуже, чем у раба или крепостного, – убежден Игнатов. – Раб стоит денег, иногда немалых. А бюджетнику грош цена. Будь он семи пядей во лбу, никого это не интересует. Любой, кто считает себя выше по положению, может оскорбить, уволить.
Что ждет страну дальше? По мнению Игнатова, Россия проиграет войну и, скорее всего, перестанет существовать в своих прежних границах.
– Трагедии в этом не вижу, – говорит он. – Трагедия происходит сейчас, когда по прихоти одного выжившего из ума параноика уже убито или искалечено свыше миллиона людей, и это продолжается.
По данным правозащитного проекта "ОВД-Инфо", по статье 214 ч.2 ("Вандализм по мотивам политической ненависти") с 24 февраля 2022 года в России было возбуждено по меньшей мере 80 дел.
В конце 2023 года эту статью вменили Алексею Навальному, который к тому моменту уже два года находился в заключении. Его обвинили в двух эпизодах вандализма по мотивам ненависти, но в чем именно они заключались, политику было неизвестно. Заочно арестована по той же 214-й статье и действующая глава Фонда борьбы с коррупцией Мария Певчих.
Мотив политической ненависти стал чаще вменяться после введения в России военной цензуры с началом полномасштабного вторжения в Украину. В России сейчас насчитывается более тысячи фигурантов антивоенных дел, из них более 330 человек лишены свободы.