Депутат Мурманской областной думы Олег Черкашин сообщил, что в Печенге проходило выездное досрочное голосование военных. По его данным, оно проводилось тайно — без уведомления территориальной избирательной комиссии. В облизбиркоме это отрицают. Север.Реалии рассказывают, что известно о ситуации.
Черкашин 7 сентября выложил на своей странице во "ВКонтакте" видео, в котором рассказал, что к нему обратились родственники военнослужащих в Печенге. Они рассказали, что военных вывезли на досрочное голосование в поле и они голосуют в палатках.
Депутат говорит, что по закону участковая избирательная комиссия № 492, которая проводила досрочное голосование, должна уведомить о нем вышестоящую инстанцию — ТИК Печенгского района. Черкашин спрашивал членов ТИК, когда должно состояться голосование, но ему сообщали, что уведомлений не поступало. В подтверждение этого он выложил видео, на котором председатель комиссии Юлия Макридова говорит, что не в курсе досрочного голосования.
"Новая газета" на утро 8 сентября не обнаружила на сайте Печенгской ТИК никаких документов, где кандидаты или наблюдатели могли бы узнать время и место досрочного голосования. В 11:22 Черкашин при двух свидетелях и под видеозапись зашел на страницу Печенгской ТИК. В разделе "Документы" были ссылки на два решения УИК 492 от 5 сентября. При нажатии на обе открывался один и тот же документ, который не имел отношения к выборам, это было постановление районной администрации от 4 июля 2020 года о признании утратившими силу старых документов. В файл позднее вносились изменения, выяснили журналисты "Новой газеты".
К середине дня 8 сентября решение о дате и времени голосования, датированное 5 сентября, было доступно на сайте. По информации издания, к этому времени на УИК 492 уже проголосовали 70% избирателей.
Заместитель председателя Избирательной комиссии Мурманской области Елизавета Евсюкова прокомментировала заявления депутата Олега Черкашина: она сказала, что голосование не было тайным. По ее словам, процедура проводилась законно, а решение о проведении голосования принимали три комиссии: участковая, территориальная, которая определяла участок и региональная избирательная комиссия, которая согласовывала процедуру. Евсюкова сказала, что тексты документов публиковались заранее и находились в открытом доступе.
В телеграм-канале мурманской избирательной комиссии 9 сентября были опубликованы фотографии с голосования на участке 492. В релизе говорится, что голосование проводилось по ходатайству командира воинской части.
"Организаторы голосования добрались к избирателям по тундре на технике повышенной проходимости - грузовом автомобиле КАМАЗ. Удаленность от Печенгской ТИК, находящейся в Никеле, составляет свыше 100 километров. Голосование проходило в полевых условиях. Досрочное голосование состоялось в присутствии наблюдателя от Общественной палаты региона, кандидатов (Кузнецов А.В., Пеньков И.Н., Черкашин О.А.) и представителей СМИ, отметивших прозрачность и открытость процедуры голосования", — говорится в сообщении.
"Новая газета", ссылаясь на голосовавших военных, сообщила, что процедура не была добровольной.
"Нас заставляли голосовать и показывали, где ставить галочки. Телефоны изымались на подходе к палатке, на входе и выходе стоит военная полиция, чтоб посторонние не прошли. Машины шмонали, чтоб гражданских не провезли", — рассказывал изданию один из военнослужащих. "Стояли и тыкали пальцем, перед входом в палатку стояли с металлоискателем, все открыто, даже кабинки не было", — говорили другие собеседники "Новой газеты".