Европейский суд по правам человека присудил 15 тысяч евро пострадавшему от пыток в исправительной колонии в карельской Сегеже Кобе Шургая. Он жаловался в европейский суд на неоказание медицинской помощи в течение нескольких лет. Об этом сообщил адвокат Леонид Крикун.
В 2017 году в колонии проводилась проверка после жалобы активиста Ильдара Дадина, который отбывал там наказание по первому в России приговору о повторном нарушении правил проведения митинга. Дадин жаловался на пытки. Другие заключенные также написали заявления о пытках, но позже из-за давления администрации колонии забрали их. Только один заключенный - Коба Шургая - заявление не забрал.
Из медицинских документов следовало, что сотрудники колонии сломали Шургаю ребра, берцовую кость и обе стопы. Шургая с трудом передвигался. Заключенный настаивал на привлечении виновных в его пытках к ответственности, но получил обвинительный приговор за заведомо ложный донос и еще полгода к сроку.
В августе 2018 года Шургая подал жалобу в ЕСПЧ на неоказание медицинской помощи в течение длительного времени. В 2021 году его перевели в Петербург по решению суда.
Европейский суд установил, что Кобе Шургаю в течение 3 лет и девяти месяцев не проводили медицинские исследования, которые нужны были ему из-за полученных травм: рентген стоп и рентген голеностопных суставов, УЗИ артерий и вен нижних конечностей, консультации хирурга или сосудистого хирурга.
По данным правозащитника Павла Чикова, 28 июля ЕСПЧ взыскал 248 000 евро в пользу еще 16 заключенных за неоказание медпомощи в российских колониях. Они отбывали наказание в учреждениях ФСИН в Петербурге, Забайкальском и Красноярском краях, Ямало-Ненецком автономном округе, Карелии, Коми, Мордовии, Свердловской, Ростовской, Костромской и Калининградской областях.
- В июне 2022 года спикер Госдумы Владислав Володин заявил, что Россия не будет исполнять решения ЕСПЧ, вынесенные после 15 марта 2022 года. Компенсации заявителям, выигравшим дела в Страсбурге до этой даты, будут выплачиваться до 1 января 2023 года – только в рублях и только в российских банках. В Госдуму внесли соответствующий законопроект и приняли его сразу в трех чтениях. Президент Владимир Путин подписал закон 11 июня.