Ссылки для упрощенного доступа

"Государство зажралось". Ждал квартиру 18 лет, получил аварийную


Дом, в котором семья Гусевых получила бесплатную квартиру
Дом, в котором семья Гусевых получила бесплатную квартиру

Житель Карелии Руслан Гусев 18 лет ждал, когда местные власти предоставят ему положенное по закону жилье вместо квартиры, которая сгорела при пожаре. После того как он был ранен на войне в Украине и вернулся домой, его семье наконец дали "новое" жилье: в нем нет воды, отопления, печка разрушена, а дверь заколочена гвоздями.

Текст: "Окно"

Руслан родился в маленьком карельском поселке Пухта в 40 километрах от Петрозаводска. В 2006 году квартира, в которой жил Руслан, сгорела дотла.

– Я тогда маленький был, не помню уже, что конкретно произошло. Там соседка погибла тогда, то ли пили они там, то ли еще что. На месте дома крест стоит, – вспоминает Руслан.

Вместе с женой Марией и сыном Гусевы сначала жили в небольшом поселке Лахколампи в трех часах езды от Петрозаводска. Но вскоре, по его словам, в Лахколампи "стало невозможно жить": в школе училось менее 50 человек, "работали только почта, магазин, школа и карьер полузаброшенный, который то открывали, то закрывали". Семья перебралась сначала в Пухту, а позже в поселок Педасельга и встала в очередь на получение жилья от государства, в списке нуждающихся они были на 414-м месте.

– Когда я отслужил в армии и вернулся, мне сказали, что документы на мою очередь потеряны. Это мне бывший депутат ладвинский сказал (поселок Пухта входит в состав Ладвинского сельского поселения Прионежского района Карелии. "Окно"). Пришлось снова на очередь вставать. Он сказал мне тогда: приходи завтра, мы тебе жилье найдем. Я пришел, а там уже женщина сидит какая-то. Я ей все объяснил, а она ответила: если он вам обещал, пускай он и дает, – рассказывает Руслан.

Согласно отчету Карелиястата за прошлый год, в 2023 году 1199 карельских семей-очередников улучшили свои жилищные условия. Это 7,3% от общего количества зарегистрированных в очереди на жилье. Всего же на конец 2023 года в очереди нуждающихся в жилье 15 261 семья. Из них более 10 тысяч семей (около 67% от общего количества) стоят в очереди на жилье более 10 лет.

В прошлом году Руслан ушел на войну в Украину. Говорит, что пошел воевать не ради денег: в Украине уже погибли его несколько друзей. "Я вальщиком леса был, зарплата хорошая, так что дома бы я больше заработал, чем на войне", – объясняет он.

Руслан и Мария Гусевы
Руслан и Мария Гусевы

– Когда мужа ждала [с войны], страшно было, конечно, – рассказывает его жена Мария. – В церковь ходила, свечки ставила, молилась за него. Отговаривать бесполезно было, все про погибших друзей говорил. Заканчивать это надо, конечно. Я никак не думала, что это может моей семьи коснуться. И сейчас я больше всего боюсь, что мой ребенок туда тоже попадет. Это самое страшное, наверное, что может быть. У меня довольно много знакомых ушли воевать. Трое из моей родной деревни Лахколамппи считаются без вести пропавшими. У одного из них была жена и трое детей. С мая ничего про него неизвестно. Подруга каждый день ревет, потому что не знает, жив ее муж или нет. Звонит во все инстанции, а ей только отвечают: "Пропал без вести".

Сейчас семья Руслана живет в деревне Педасельга – снимают там однокомнатную квартиру за 10 тысяч рублей. Мария работает продавцом в селе Деревянное, в 15 километрах от дома. Там же учится в школе их 12-летний сын. До дома в Педасельгу добираются по-разному: сына возит школьный автобус, а Мария часто голосует на трассе, чтобы на попутках доехать домой.

На войне в Украине Руслан Гусев был четыре месяца. Вернулся домой с четырьмя контузиями, пулевым ранением в бок и осколочным ранением в руку. Участие в войне дало семье льготы: в очереди на новое жилье они неожиданно стали 49-ми. Когда семья обратилась к властям за помощью, им предложили квартиру прямо сейчас – в четырехквартирном доме в поселке Вилга, в 20 километрах от Петрозаводска.

Покупать квартиру на заработанные и полученные от ранения деньги семья не хочет – говорит, что это вопрос – дело принципа. Новое жилье Гусевы ждали много лет и хотят его все-таки получить именно от государства, которое должно им его выделить.

– Государство наше зажралось, поэтому мы принципиально хотим получить квартиру. Мы никоим образом не рассчитывали на какое-то особое отношение в связи с тем, что Руслан был на войне. Как ветерану ему теперь положена пенсия в 4 тысячи 125 рублей и 25 процентная скидка на ЖКУ, это все. Нам сказали, что если мы согласны, квартиру нам выдадут прямо сейчас, только там нет косметического ремонта. Естественно, что мы согласились, – говорит Мария. – Ну что такое косметический ремонт? Обои поклеить там, покрасить. Но когда мы приехали туда и увидели все своими глазами... Это даже не сарай!

"Новая" квартира оказалась непригодной для проживания: в ней нет отопления, нет туалета, печки. Попасть в нее через дверь Гусевы не смогли, залезать пришлось через окно.

Квартира, которую предоставили семье Гусевых
Квартира, которую предоставили семье Гусевых

– Там нет ни одной батареи. Крыльца тоже нет, сарая для дров нет, туалета нет, печка развалена. Кроме того, это жилье из маневренного фонда. Как мне объяснила сотрудница администрации, с которой мы туда ездили смотреть, это значит, что нас оттуда могут в любой момент выселить, – говорит Мария. – Понимаете, вот бы мы сейчас согласились на эту квартиру, купили бы печку нормальную, батареи поставили и полностью привели ее в порядок, а что дальше? Сколько бы мы там прожили, пока нам дали постоянное жилье? И какое оно будет – опять разваленное? И что нам, батареи оттуда снимать и снова все делать?

По словам чиновников, квартире необходим только косметический ремонт
По словам чиновников, квартире необходим только косметический ремонт

Мария написала обращение главе местной администрации Григорию Шемету и получили ответ, что могут отказаться от предоставленной квартиры. Обратились к главе Карелии Артуру Парфенчикову, тот перенаправил его к Шемету. Круг замкнулся.

– Нет же никакой разницы, ветеран, не ветеран, семья погибшего или обычные люди. Я вообще чисто по-человечески думаю: под суд их надо отдавать. Люди ведь годами ждут положенного им жилья! Своих бы детей поселили в аварийное жилье, чтобы они ходили и думали: а будет мой ребенок живой или ему с потолка на голову свалится плита какая-нибудь? Чтобы уходили на работу и переживали: не обожжется ли ребенок об эту печку, которая даже на печку не похожа. Когда я в соцсетях фото опубликовала, в комментариях у меня спросили, это что, самогонный аппарат? – говорит Мария. – Мы даже не представляли, что такое бывает. Лучше бы вообще ничего нам не предлагали, чем это позорище.

После публикации фотографий в соцсетях в ситуации начал разбираться Следственный комитет и прокуратура, куда Гусевы отправили документы и фото. Спустя несколько дней пришли ответы. Чиновники местной администрации заявили, что они "не настаивали", чтобы бывший военный за свой счет ремонтировал муниципальное жилье, а прокуратура пообещала отремонтировать аварийную квартиру за бюджетные деньги в 2025 году.

– Я бы этих чиновников посадил за их отношение к людям! Они тут задницу отращивают, а мы под пулями за них там, – возмущается Руслан. – Я уже половину своих друзей похоронил, сам раненый вернулся. Ушло нас туда 400 человек, а выжили 26.

XS
SM
MD
LG