Ссылки для упрощенного доступа

"Мои ноги в крови, и мои руки в крови". Художники-аниматоры против войны


Фрагмент из работы "Аниматоры против войны 6"
Фрагмент из работы "Аниматоры против войны 6"

В феврале 2022 года, в первые дни полномасштабного вторжения России в Украину более ста российских художников-аниматоров объединились в "сообщество цеховой солидарности против войны и диктатуры". За три года "Аниматоры против войны" сделали несколько сотен антивоенных мультфильмов. Свои работы они публикуют в Instagram, YouTube, Telegram и TikTok.

"Мы желаем Украине победы"

28 февраля, 2022 года, через четыре дня после начала вторжения России в Украину аниматоры выложили в сеть свой первый антивоенный ролик с отчаянным призывом "Нет войне!".

Авторы ролика в тот момент находились еще в России.

– 24 февраля я испытала такое негодование и шок, что решила, нужно как-то высказаться, – вспоминает аниматор Даша, ей 38. – Мы скоординировались просто в чатике. Под воздействием шока к нам присоединились очень многие художники тогда. И мы сразу выпустили аж три мультфильма. Получилось супер быстро, потому что мы были в ярости. И одновременно энтузиазма было очень много.

На тот момент у российского анимационного сообщества уже был опыт политического высказывания. Буквально накануне вторжения в сетях появилась анимация в поддержку "Мемориала".

– До войны я не был лично знаком почти ни с кем, просто состоял в каком-то чате, где было много аниматоров, – вспоминает 27-летний художник Сима, – Вот Даша туда и написала и я решил присоединиться. А потом уже начал монтировать ролики, помогать с менеджментом и так далее.

Среди необычных роликов тех первых месяцев войны аниматоры вспоминают, например, такой:

– Он был сделан, когда в России закончились прокладки. Там расстреливают прокладки и по ним кровь стекает, стоп моушен такой. И текст: "В моей стране закончились прокладки. И мои ноги в крови, и мои руки в крови".

Но очень быстро стало понятно, что оставаться в России и открыто выступать против войны – опасно.

– После кейса Саши Скочиленко было очевидно, что против художников тоже неминуемы репрессии. Было страшно, – признается Даша. – До начала войны, я не была активно вовлечена в политическую повестку, не была активисткой. А после вторжения для меня было важно не замолкать, но и оставаться в России и садиться в тюрьму мне не хотелось.

Вскоре ее впервые задержали на антивоенной акции. И в сентябре 2022 года Даша уехала во Францию по гуманитарной визе.

– Я здесь продолжаю учиться, прошла кинокурсы, сделала анимационный фильм про пытки в российских тюрьмах. Сейчас еще учусь в школе документального кино Очень хочется оставаться в профессии, хотя боюсь, что скоро придется искать другую работу. Но работу над Animators against war я продолжу.

Сима в декабре 2022 года также вынужден был уехать в Германию, где тоже продолжает делать антивоенные анимационные ролики.

– В эмиграции мы пересобрались и уже к первой годовщине вторжения сделали новый фильм. И продолжим эту работу, – говорит он.

Несколько человек из этого анимационного сообщества остаются сейчас в России и оттуда участвуют в создании антивоенных мультфильмов.

– Есть у нас в группе даже украинские художники, которые тоже присылают нам свои работы, но их не так много. Также мы стараемся учитывать то, что украинцы не хотели бы видеть. Например, в начале мы публиковали флаги Украины и России вместе, а теперь такого уже нет. Потому что украинцы не хотят видеть российские флаги, – говорит Даша. – А вообще у нас горизонтальная структура в сообществе. У нас нет никаких начальников, кроме нас самих. Мы независимы и не подотчетны. Наша миссия дать площадку художнику, который не может по-другому высказаться. Дать голос тем, у кого его сейчас нет по тем или иным причинам. Причем, все художники работают бесплатно. Мы хотим завести какой-нибудь "Патрион" или "Бусти". Но пока у нас руки до этого не добираются.

За три года существования проекта тематика высказываний расширилась.

– Поначалу мы все говорили "Нет войне!". В первых фильмах у нас повторяется этот слоган. Но сейчас мы затрагиваем и другие проблемы, которые возникают из-за этого фашизоидного режима в России. Например, репрессии против ЛГБТ-людей. Мы сделали маленький фильм совместно с Феминистским антивоенным сопротивлением в поддержку ЛГБТ-людей. Думаем еще сделать выпуск про проблемы эмиграции, поскольку этот опыт есть у многих наших участников и участниц.

– Вы занимаете четкую политическую позицию. Но в России раньше в моде был иной подход: художник, мол, должен быть вне политики, искусство выше политики и т.д.

– Мы отдаём себе отчёт в том, что мы пропаганда, – уверенно говорит Сима. – Вообще, есть художники, которым не важна политика. И они живут как бы своём обособленном мире. Есть художники, которым очень важна политика. Есть политическое искусство, протестное искусство. Я, например, документалист. А документальное искусство описывает реальность, то есть не может существовать в отрыве от политики.

– Очень долго искусство в России оставалось аполитичным или находилось во внутренней эмиграции. Но бывают моменты, когда нужно говорить о своей позиции прямо, – считает Даша. – У нас был мультфильм про Ильдара Дадина и нам предъявили, что какой же вы антивоенный проект, если он воевал на стороне Украины. Но мы сейчас в той точке, когда Ильдар Дадин, который столько ратовал за мирный протест, понял, что невозможно больше бороться мирным путем и пошел воевать. У меня был выбор, и я рада, что нахожусь сейчас во Франции. Но есть люди, у которых не осталось выбора. У украинцев сейчас просто нет выбора. И все, что я могу, это поддерживать людей, которые своей кровью сейчас останавливают режим, принесший столько зла и украинцам, и россиянам. Мы желаем Украине победы, а России – мира.

XS
SM
MD
LG