Этим летом в нескольких регионах России были возбуждены уголовные дела о халатности: чиновники от медицины закупили китайские инфузионные системы, несовместимые с американскими инсулиновыми помпами. Использование китайских расходников, во-первых, автоматически снимает помпу с гарантии, во-вторых, качество лечения диабета оказывается под угрозой. Корреспондент Север.Реалии выяснил, что северным регионам пока удаётся сдерживать продавцов китайской продукции, хотя они уже предпринимали попытки выйти на аукционы в Карелии и Петербурге. Соседям из Центрального и Приволжского федеральных округов повезло меньше.
В конце 2021 года диабетики Мордовии столкнулись с серьезными задержками расходных материалов: тест-полоски для глюкометров, а также инфузионные системы для инсулиновых помп не выдавали по три месяца и дольше. Пациенты пошли в суды с исками о возмещении расходов. Упаковка инфузионов (часть системы подачи инсулина в организм) на месяц стоит почти девять тысяч рублей, необходимое количество тест-полосок – еще около пяти тысяч. Кроме того, пациенты пытались обязать республиканский минздрав вовремя обеспечивать диабетиков расходными материалами.
– О том, что республиканский минздрав закупил для детей диабетиков Мордовии китайские расходники, мы узнали в марте, – рассказывает Елена Четайкина, руководитель регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Российская диабетическая ассоциация". – На одном из судебных заседаний в качестве эксперта пришла главный внештатный детский эндокринолог Лариса Мухина. Она подтвердила: да, задержки есть, но вот сейчас мы закупили китайские расходники, так что всё будет хорошо. О "китайцах" мы уже были наслышаны – мы не первый регион России, кто сталкивается с этой проблемой.
Химические ожоги и потеря инсулина
Инсулиновая помпа работает так: в само устройство вставлен резервуар с инсулином. К резервуару подсоединена инфузионная система – длинный проводок-катетер, заканчивающийся маленькой иголочкой – канюлей, которая помещается под кожу и закрепляется на теле пластырем. Канюли бывают металлические (жёсткие) и тефлоновые (мягкие). Поршень внутри помпы выталкивает инсулин из резервуара в инфузионную систему. Если любой из элементов не срабатывает, пациент не получает нужный объем инсулина, а это серьезный риск для здоровья и жизни.
Китайский производитель инфузионных систем для инсулиновых помп "Апекс Медикал" зашёл на российский рынок достаточно давно: можно найти отзывы на его продукцию, датированные 2018 годом. Чаще всего, расходные материалы этой фирмы пациенты покупали самостоятельно, поскольку цены на эти инфузионы значительно ниже, а русскоязычный сайт "Апекс Медикал" обещает совместимость своих расходников со всеми типами инсулиновых помп, используемых на территории России.
Отзывы на продукцию "Апекс" попадаются разные. Кого-то вполне устраивает соотношение цена – качество. Но чаще реакция на использование этих инфузионов негативная. Пользовательница сайта "Отзовик" из Краснодара, например, так комментирует покупку: "Выброс денег на ветер. Можно моментально уйти в кетоз (состояние, развивающееся в результате углеводного голодания клеток, когда организм для получения энергии начинает расщеплять жир с образованием большого количества кетоновых тел, т. н. ацетон. – СР) из-за невозможности подключить обратно. Цена всего на 15% дешевле оригинала".
Пациентка отмечает, что "качество оказалось ужасным", поскольку "катетер после снятия (для того, чтобы пойти в душ) не удалось надеть обратно. Причём так было со всей партией. Самое ужасное, что такая ситуация может произойти не дома (когда есть возможность катетер поменять), а где-то на природе. Тогда есть риск остаться вообще без введения инсулина. Очень опасные расходники".
По словам Елены Четайкиной, в Мордовии нашлись несколько семей, которые согласились на пробу использовать китайские расходники, закупленные минздравом.
– Одна из мам попробовала инфузион сначала на себе, – рассказывает Четайкина. – У неё ребёнок-диабетик, но поставить канюлю сразу ребёнку она не решилась. С китайским инфузионом она проходила буквально несколько минут. За это время на месте приклеивания пластыря образовался химический ожог. Она сделала фотографию, пришла с этим к эндокринологу, который ведёт её ребёнка и услышала от врача: "У вас с ребёнком разные организмы, не факт, что у него будет такая же реакция". Но и у ребёнка реакция оказалась точно такой же.
Другая мордовская семья, которая воспитывает двоих детей с сахарным диабетом, также получила китайские инфузионы. Мать уже взрослых мальчиков рассказала Четайкиной о том, что канюли слишком часто отклеиваются из-за того, что подтекает инсулин.
– В этой семье ребята уже взрослые, дозы инсулина у них большие, – объясняет Четайкина. – У матери появилось ощущение, что помпа просто не справляется: тефлоновая трубочка у "китайцев" тоньше и мягче. В результате не весь введённый инсулин попадает в подкожно-жировую клетчатку. Часть его вытекает наружу. А это означает плохую компенсацию, высокие сахара и, как следствие, осложнения диабета в будущем. Сейчас этих детей наблюдают в стационаре, поскольку только там могут зафиксировать негативные последствия использования китайских инфузионов.
Захват рынка
Проблема закупки и использования китайской расходки взамен оригинальных инфузионов возникла еще три года назад. Об этом говорит сотрудница одной из всероссийских пациентских организаций, которая попросила об анонимности (чтобы не навредить работе организации своим комментарием Север.Реалии, признанного российским Минюстом иностранным агентом, объяснила она).
– В инструкции к расходным материалам, которые производит "Апекс Медикал", на английском языке указана только их совместимость с китайскими помпами, – говорит эксперт. – А в инструкции на русском откуда-то взялась совместимость с некоторыми помпами "Медтроник". Хотя сам "Медтроник" эту совместимость не подтверждает.
Надо сказать, что компанию "Медтроник" в этом случае поддерживает и Верховный суд РФ. Согласно его позиции, именно производитель оборудования определяет возможность работы этого оборудования с расходными материалами другого производителя. Так же там сказано: "совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместность может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников".
В инструкции к помпам, которые выпускает компания "Медтроник", сказано, что инсулиновая помпа находится на гарантии четыре года и может быть заменена производителем. При этом помпа снимается с гарантии, если с ней использовались инфузионные системы и (или) резервуары, произведенные не корпорацией "Медтроник".
– Инсулиновые помпы в России устанавливаются пациентам в стационарах в рамках высокотехнологичной медицинской помощи, – отмечает эксперт. – Установка помпы Медтроник MMT-722 по программе Госгарантий сейчас обходится в 190 тысяч рублей, а помпы нового поколения с возможностью автоматического отключения подачи инсулина при гипогликемии – МиниМед 640 G – чуть больше полумиллиона рублей. Это деньги федерального бюджета. Кто их компенсирует в случае, если при использовании неоригинальных расходников такая помпа выйдет из строя?
Несмотря на всё это, чиновники в регионах с упорством, достойным лучшего применения, продолжают закупать китайские инфузионы.
Борьба за оригиналы
Поставщики китайских инфузионов пытались выйти на акционы и в северных регионах. По словам Ольги Охотниковой, представительницы диасообщества Карелии, чиновникам этой республики оказалось достаточно письма фирмы-производителя о несовместимости помп и китайских расходников, чтобы не допустить их к участию.
В начале августа по этому же поводу беспокоились и диабетики в Санкт-Петербурге. На аукцион подали заявки четыре поставщика, один из них предлагал расходные материалы китайского производства. Его заявка в итоге была отклонена комиссией по закупкам как содержащая недостоверные сведения.
По данным диабетических организаций, с закупкой китайских расходников сегодня столкнулись как минимум 14 регионов: Ульяновская, Липецкая, Воронежская, Костромская, Челябинская, Тверская, Брянская, Владимирская области, республики Хакасия, Чувашия, Мордовия, Башкирия, а также Ямало-Ненецкий автономный округ и Крым. Где-то чиновники всё-таки встают на сторону пациентов, как это сделали во Владимирской области. А где-то пациентам свои права приходится отстаивать самостоятельно.
– Ещё в марте, на памятном судебном заседании, я спросила у Ларисы Мухиной: как же они закупили китайскую расходку, если мы просто слетим с гарантии, а ведь у многих пациентов в Мордовии установлены дорогие 640-е помпы? – вспоминает Елена Четайкина. На что она мне под запись (!) ответила: "Не попробуешь, не узнаешь".
В конце апреля этого года, когда контракт только появился на сайте Госзакупок, Четайкина, как руководитель НКО диабетиков, подала жалобу в республиканскую прокуратуру. Прокуроры переадресовали обращение в местный УФАС. Те провели проверку и нарушений не выявили. Диабетики обратились в прокуратуру с просьбой обжаловать решение антимонопольщиков в арбитражном суде.
– В дополнение мы требовали признать аукцион недействительным и контракт с поставщиком расторгнуть, – объясняет Четайкина.
Тем временем закупка прошла. Фирма, заявившаяся на аукцион, стала единственным поставщиком. В итоге китайскую расходку республиканский минздрав закупил по цене оригинальных инфузионов (в розничной продаже "китайцы" дешевле оригиналов процентов на 20). Регион потратил на сомнительные расходные материалы чуть больше четырех миллионов рублей.
– На этот аукцион собиралась заявиться и другая фирма, которая готова была поставить оригинальные расходные материалы, – вспоминает Четайкина. – Но они сразу предупредили наш Минздрав, что из-за нарушения логистики, связанной со СВО, задержат поставку на два месяца, и им сразу отказали в участии. В итоге "китайцы" тоже пришли с опозданием на два месяца, но это не побудило наших чиновников расторгнуть с ними контракт.
После того как прокуратура, УФАС и даже региональный Росздравнадзор выступили на стороне чиновников, диабетики Мордовии – по примеру соседей из Ульяновской области – подали коллективную жалобу в Следственный комитет России на имя Александра Бастрыкина.
– Уже через два дня наш следственный комитет организовал у себя встречу диабетиков и чиновников, – говорит Елена. – На беседу приехал министр здравоохранения республики Олег Маркин, главный детский эндокринолог Лариса Мухина и ещё кое-кто из министерства. Министр пытался убедить нас, что лично он на стороне пациентов, но, когда родители стали задавать неудобные вопросы, чиновники просто свернули разговор и уехали.
Следственный комитет по итогам встречи возбудил уголовное дело по статье 293 Уголовного кодекса "Халатность". Инициативная группа мордовских диабетиков ожидала допросов и других следственных действий. Но оказалось, что постановление о возбуждении уголовного дела отменила республиканская прокуратура.
– Мне звонил следователь и объяснял, что, скорее всего, это не самостоятельное решение региональной прокуратуры, а отмашка с самого верха, – разводит руками Четайкина. – Вроде бы Генеральная прокуратура дала распоряжение отменять подобные дела во всех регионах, а таких больше десятка. Знаю, что сейчас наш следственный комитет всё равно собирается проводить проверки, искать зацепки и уже по новой возбуждать дело о халатности. А я пока записалась на приём к прокурору республики, будем обсуждать отказ в возбуждении дела о халатности Минздрава.
Когда текст был готов к публикации, стало известно, что Следственное управление Следственного комитета Республики Мордовия направило обращение министру здравоохранения РМ о возможности закупить оригинальные расходные материалы к помпам "Медтроник" для детей хотя бы на несколько месяцев. Минздрав провёл аукцион на малую закупку оригиналов.
Редакция сайта Север.Реалии направила в Минздрав письменный запрос с просьбой прокомментировать закупку небезопасных расходных материалов для диабетиков в ряде регионов страны. Ответа пока нет.