Директора престижного лицея Калининграда №49 обвиняют в мошенничестве и растрате. По версии следствия, Людмила Осипова присвоила 7 миллионов рублей, собранных с родителей учеников на охрану школы. Лицей №49 впервые прогремел на всю страну в ноябре 2017 года, когда на церемонию посвящения в лицеисты ученики переоделись в костюмы готов, разложили на полу лицея пентаграмму и притащили настоящую свиную голову.
Калининградский лицей №49, где учится свыше двух тысяч детей, – одно из самых престижных учебных заведений не только региона, но и страны. В течение 30 лет, с 1988 по 2018 год, лицей возглавляла Людмила Осипова. Сегодня ее обвиняют в том, что она собрала с родителей детей свыше 7 миллионов рублей, а потом растратила деньги.
Для учеников и их родителей эти обвинения оказались полной неожиданностью.
– Директор вообще к денежным сборам не имела никакого отношения! Меня до глубины души возмущает происходящее. Это просто несправедливо! – говорит мать двух лицеистов Елена Финагина.
Под петицией в защиту Осиповой подписались более 4,5 тысяч человек.
Свиная голова в лицее
В ноябре 2017 года на церемонию посвящения в лицеисты ученики переоделись в костюмы готов, разложили на полу лицея пентаграмму и притащили настоящую свиную голову. Видео, снятое самими лицеистами, разошлось по соцсетям, было опубликовано во многих СМИ. Местное "патриотическое" издание "Эксклав.ру" рассказало об этом событии под заголовком "Культ смерти за школьной партой", сопроводив текст видеороликом, снятым лицеистами. Сейчас статья удалена с сайта.
Областная прокуратура начала проверку этой истории, после которой потребовала уволить директора лицея. Однако тогда Осипова получила лишь выговор.
Это выдуманная история, и я более чем уверена – спровоцированная и подготовленная
– Тогда поднялась общественность и попыталась доказать, что я не занималась в своем лицее мракобесием и не внушала своим ученикам дурные мысли о стране, не отвлекала их от православия. Это выдуманная история, и я более чем уверена – спровоцированная и подготовленная. Дети повелись на чье-то предложение, я уверена. Потом они очень раскаивались в этом.
За себя в то время Людмила Григорьевна, по собственному признанию, не беспокоилась: лицей дважды входил в число 500 лучших школ страны. Осипову называли эффективным менеджером, она – заслуженный учитель РФ и награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством". Но 29 декабря 2017 года против нее было возбуждено первое уголовное дело, связанное с неправомерным расходованием добровольных пожертвований. А за новогодние каникулы возбудили еще три дела. Вскоре, не дожидаясь, пока вина будет доказана в суде, директора школы уволили.
– Я не имела ни одного замечания. В апреле 2018 года мне влепили сразу два выговора и уволили без объяснения причин, – говорит Осипова.
Столь пристальное внимание к ней следственных органов сама Людмила Осипова связывает с одним загадочным эпизодом. После истории со свиной головой к ней пришел один из ее бывших выпускников. Его имя и должность Осипова называть отказывается, однако уверяет, что его роль – ключевая в этой истории.
Был бы человек, дело найдется. У вас машина есть? Героинчик могут найти
"Ученик" предложил ей покинуть должность директора "по-хорошему" и посоветовал конкретную кандидатуру на ее место. Осипова предложение отвергла. Тем более что никаких претензий от учредителя – комитета по образованию администрации Калининграда – ей не поступало. И было совершенно непонятно, в чьих интересах действует бывший выпускник.
– Когда я отказалась, он сказал: "Ну тогда будет очень плохо. Уголовное дело заведут". Я опешила: "Но я не совершала никаких нарушений". Он усмехнулся: "Был бы человек, дело найдется. У вас машина есть? Героинчик могут найти. Дети есть? Подумайте о детях". Не просто шантаж, а угроза. Я вспылила и сказала, что этого не будет и не надо меня пугать. А он ответил: "Будут реки крови". Наверное, он был вхож куда-то – он не стал бы действовать самостоятельно. Может, учредителю было неудобно меня пинком под зад выгонять, – гадает Осипова.
Доступа не имела
Сегодня следствие утверждает, в 2015–2017 годах директор лицея собрала с родителей учеников на школьные нужды 7,1 миллиона рублей. Из этой суммы 4,1 миллиона ушли на охрану школы. Все средства были растрачены директором, говорится в обвинении.
Осипова свою вину полностью отрицает.
– В нашем лицее обучаются дети работников прокуратуры, Следственного комитета, ФСБ – их не обманешь. И я не могла украсть деньги у таких родителей – это надо быть такой изворотливой мошенницей, – говорит экс-директор лицея.
По ее словам, деньги на охрану лицея и школьные нужды собирала не администрация, а Попечительский совет лицея, в качестве добровольных пожертвований родителей. Деньги нужны были, прежде всего, на охрану – администрация Калининграда средств на это не выделяла.
– Родители сами выдвинули предложение платить, потому что у муниципалитета денег на это не было. И странно, что сейчас все стыдливо закрывают глаза – все это прекрасно знали. Во всех школах это происходит. Деньгами распоряжались родители. И я просто не могла их украсть!
Попечительские советы при школах – обычная практика. Они состоят из родителей учеников, которые сами принимают решение, сколько собирать и на что тратить деньги в условиях недофинансирования государством. Взносы родители лицея делали добровольно – около 300 рублей с ученика. На охрану из этой суммы уходило 160 рублей в месяц, остальные – на другие нужды, по решению родителей, говорит Осипова. По ее словам, половина семей взносы вообще не платила.
Своего счета у совета в 2015–2017 годах не было, средства сдавались наличными казначею совета, который клал их на хранение в сейф. Доступа к деньгам администрация школы не имела, утверждает Олег Потапов, бывший главой совета с февраля 2018 года по сентябрь 2019-го. Ежегодно лицей тратит на охрану 2,5 миллиона рублей. Из этой суммы городские власти компенсируют лишь десятки тысяч.
– Я обратился в мэрию после выступления главы города Ярошука (экс-мэр Калининграда. – СР), где он сказал, что они стопроцентно оплачивают охрану 49-го лицея, – и получил письменный ответ: в 2015 году мэрией было выделено 51 999 рублей, в 2016-м – 125 800 рублей, в 2017-м – 81 тысяча. Из 2 миллионов 600 тысяч мэрия выделила 2–4% стоимости охранных услуг, – говорит Потапов.
Потерпевшими себя не считают
В суд 74-летняя Людмила Осипова приходит, опираясь на трость. За последнее время ее здоровье резко ухудшилось на фоне стресса и сахарного диабета. В сентябре судебные слушания возобновились после перерыва. За несколько месяцев в деле уже трижды менялся гособвинитель. А на днях суд закрыл процесс для слушателей и прессы.
Это ложь, когда говорят о предвзятости к детям, чьи родители не вносили взносы
На заседании суда в сентябре гособвинитель больше часа зачитывала обвинение и перечисляла фамилии потерпевших – это 76 родителей, которые делали взносы, а потом якобы посчитали себя обманутыми. По версии обвинения, Осипова вынудила их подписать договоры о пожертвованиях, а к детям, чьи родители отказались это сделать, в лицее было "предвзятое отношение". Сами родители это опровергают.
– Это ложь, когда говорят о предвзятости к детям, чьи родители не вносили взносы, – утверждает мама двух учениц Елена Финагина. – Учителя даже не могли знать, кто платил, а кто нет, это знали только члены Попечительского совета, родители.
Пока на слушания пришли единицы из 76 потерпевших родителей. Первая свидетельница сообщила, что не помнит, взносы на какие суммы делала, и не знает точно, какой ущерб ей был нанесен. На следующем заседании суда несколько родителей прямо заявили, что не понимают, почему они выступают в роли потерпевших.
– Они заявили, что не знают, почему являются потерпевшими, им не причинен ни имущественный, ни моральный ущерб, – комментирует процесс адвокат экс-директора Дмитрий Новиков. – И они рассказали, что когда пришли к следователю и не согласились с текстом протокола, который был уже заготовлен заранее и который нужно было подписать, им сказали: тогда вас ждет уголовная ответственность по 308 статье УК РФ (отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний наказывается штрафом, принудительными работами или административным арестом до трех месяцев. – СР).
Слова адвоката подтверждают педагоги и родители лицеистов. На слушаниях в Общественной палате Калининградской области они вспоминали, как следователи допрашивали учеников, давили на родителей.
Он мне конкретно порядка семи раз сказал: "Осипова должна уйти"
– Собирались целыми параллелями, по 200–500 человек, вечером. Сидела целая бригада, по два-четыре следователи. И как по конвейеру – человек зашел, ему выдают готовый протокол. Человек напуган, не в состоянии прочитать и понять, что ему требуется подписать. Я видела своими глазами, как женщина плакала, когда ей объяснили, что она подписала – что на родительском собрании ей классный руководитель заявил о необходимости сдавать деньги. А такого не было, – говорит преподаватель лицея Дина Якшина.
– За мной в лицей приехал оперуполномоченный на машине. Общались мы с ним на протяжении четырех часов. И он мне конкретно порядка семи раз сказал: "Осипова должна уйти". – "Почему?" – "Ну, возраст же", – вспоминает Ирина Башкирова, мать ученика лицея.
Еще одно обвинение в отношении Осиповой связано со спортивной площадкой лицея: как утверждает следствие, с 2012 по 2017 год она взяла с представителей любительских футбольных команд 492,8 тысячи рублей за возможность играть на стадионе. Но и эти пожертвования спортсмены вносили добровольно, утверждает экс-директор лицея:
– Формально площадка не сдавалась в аренду. Те, кто хотел воспользоваться, сами предлагали помощь в приобретении инвентаря, какого-то ремонта. Они добровольно вносили в попечительский совет энную сумму денег. Все было абсолютно добровольно.
Пока сторона обвинения не предъявила прямых доказательств вины Осиповой. Их у нее попросту нет, уверен Новиков:
– Ей вменяются присвоение и растрата. Но эта статья возможна только в отношении лица, которому денежные средства вверены. А ими распоряжалось другое лицо, казначей попечительского совета. И это подтверждается материалами дела. То, что предъявляет сторона обвинения, – это могут быть финансовые нарушения, нарушения правил бухучета, но они очень далеко не дотягивают до преступления.
Все эти люди сложили с себя полномочия и разбежались
По словам Новикова, далее в суде будут опрошены члены совета лицея 2015–2017 годов. Они обязаны будут предоставить все документы о тратах средств родителей. Однако Олег Потапов не уверен, что получится их найти:
– 7 декабря 2017 года все эти люди сложили с себя полномочия и разбежались. И когда я попытался хоть с кого-то получить информацию, сколько вы собрали денег, куда вы их потратили, предоставьте документы, тут же отключались телефоны.
На слушания в Общественную палату представители городской администрации не пришли, не ходят они и в суд. Комментировать ситуацию власти отказываются, ссылаясь на судебное разбирательство
– Задача по обеспечению безопасности – это задача министерства образования, муниципалитетов. Где они? То, что они не пришли, – уже говорит о многом, – заявил член палаты Юрий Крысов.
– В этой калининградской истории видится чье-то огромное желание убрать директора школы с ее должности. Вместо того, чтобы возбуждать уголовные дела на коррупционеров, СК парализует работу школы и запугивает, как говорят родители, на допросах, – говорит замгендиректора "Трансперенси Интернешнл – Россия" Илья Шуманов. – Бесплатная система школьного образования в России, с одной стороны, подразумевает отсутствие дополнительных выплат со стороны учащихся, а с другой – не может для учеников обеспечить требуемый уровень безопасности и сервиса. Единственный разумный способ уйти от таких ситуаций – это максимальная прозрачность и участие всех заинтересованных сторон в принятии решений о сборе денег. Попечительский совет – как раз тот самый инструмент, который должен обеспечить прозрачность сбора средств.
История с "делом директора" в калининградском лицее – показательна, говорит председатель учительского профсоюза Марина Балуева.
За то, что инкриминируют Осиповой, на скамье подсудимых должен быть весь директорский состав школ не только Калининградской области, но и всей России
– Это типичная ситуация, когда средства на что-то не выделяются, взять их негде, только собрать с родителей. Школьный бюджет складывается из федеральных, региональных и муниципальных отчислений. Часто бывает так, что последние две составляющие не поступают из-за местных проблем. И директора выкручиваются, кто как может.
Сбор денег с родителей на школьные нужды – это проблема всего российского образования, говорит член Общественной палаты региона Соломон Гинзбург:
– За то, что инкриминируют Осиповой, на скамье подсудимых должен быть весь директорский состав, школ не только Калининградской области, но и всей России. Эта ситуация должна получить общественный резонанс, люди должны знать, что происходит.
Даже если средства на охрану лицея и собирались в "неправильном формате", шли они по назначению, говорит его бывший директор.
На могиле напишите: "Все равно не сдалась"
– Мне предлагали сознаться "хоть в чем-то", но я отказалась, – рассказывает Людмила Осипова. – В этой истории я образцово-показательный проект. Я даже не предполагала, что так легко можно раздавить человека. Это та самая система, в которой мы существуем. Жестокая, безжалостная. Попробую побороться. Я своим детям сказала: если я не выдержу и помру, на могиле напишите: "Все равно не сдалась".