В Вологодской области алкоголь по будням будут продавать всего два часа в день: с 12:00 до 14:00, соответствующий законопроект в четверг подписали депутаты регионального Законодательного собрания. Ранее о необходимости таких ограничений говорил губернатор Вологодской области Георгий Филимонов. В Вологодской области 71% смертей граждан трудоспособного возраста связаны с алкоголем, заявил он. Сами жители и эксперты считают, что ограничением продаж алкоголизм не победить.
Текст: "Окно"
"В федеральном рейтинге трезвости регионов Вологодчина занимает позорное 71-е место. На этом фоне за последние четыре года число алкогольных супермаркетов увеличилось более чем втрое. Они на каждом шагу. Мы не можем равнодушно смотреть, как погибают наши земляки", – сказал губернатор Филимонов.
Жители области, по его данным, гибнут от кардиомиопатии и других заболеваний сердечно-сосудистой системы, панкреатита, цирроза печени, а также из-за вождения в пьяном виде, в бытовых конфликтах с тяжкими последствиями и многого другого.
Смертность от алкоголя в России действительно высокая. Если верить данным ВОЗ, каждая пятая гибель в стране связана с алкоголем. Но, по данным исследователей проекта "Если быть точным", Вологодская область, где ввели ограничения на продажу алкоголя, далеко не лидер по пьянству. В соседних Новгородской и Тверской областях ситуация с алкоголизацией населения намного хуже.
В 2023 году, по данным Минздрава, лидером по потреблению спиртного оказались Еврейская автономная область и Ненецкий автономный округ – 17,09 и 16,12 л этанола за год на каждого жителя, это примерно в два раза больше среднероссийского показателя 8,44 л. Меньше всего пьют на Северном Кавказе. Например, в Чечне на среднестатистического жителя приходится 140 мл чистого спирта – это как шесть бутылок пива.
В прошлом году от отравления спиртными напитками в России умерли 8153 человека, это 0,5% от общего количества смертей. Кроме отравлений учитывается смертность от болезней, вызванных употреблением алкоголя: сердечная недостаточность, болезни печени, дегенерация нервной системы, хронический алкоголизм. Так, в 2022 году число таких смертей было 45 342 человека, что составляет 2,4% от общего числа умерших в стране.
Кроме того, статистика не учитывает смерти, произошедшие в состоянии алкогольного опьянения: например, поножовщину, утопление или пьяные ДТП.
"Пьет так же, как и вся Россия"
Житель Череповца Григорий Гашев статистике какой-то особой смертности от алкоголизма именно в Вологодской области, которую приводит губернатор Филимонов, не верит. Опирается при этом на собственный опыт.
– Среди моих знакомых те, кто не спился в 21, не спился и сейчас, за 20 лет. Живу рядом со сквером, по выходным шумят люди, но на то им и выходные: кто как хочет, тот так и отдыхает. А вот если человек работает на предприятии в пятидневку, и он может позволить себе спокойно выпить, болея, допустим, за "Северсталь" пару баночек вечером после работы, то теперь ему придётся покупать впрок. А вот от этого лучше не станет точно. Что касается алкоголиков, они, как и наркоманы, в земле будут копаться, но найдут, вопрос вот только чего и за какую цену, – рассуждает Григорий.
Из-за инициативы губернатора из региона могут уйти две крупнейшие в России сети магазинов "Бристоль" и "Красное и белое", утверждает сам Филимонов.
Основатель "Красного и белого" Сергей Студенников усомнился в цифрах, озвученных Филимоновым, о статистике смертности от алкоголя в Вологодской области.
"Я не знаю, откуда у губернатора такая статистика. В Вологодской области нелегальный рынок, кстати, небольшой. Регион довольно компактный, там проживают всего 1,2 миллиона человек, с достаточно высоким уровнем развития розницы", – сказал Студенников в интервью РБК.
По его словам, "КБ" на самом деле не является алкомаркетом, так как доля продажи алкоголя в сети составляет четверть от общего оборота. Предприниматель уверен, что запрет продажи алкоголя в будние дни может привести к росту контрафактного алкоголя, к тому же "невозможно взять и путем запретов отрезвить всех".
"Любые инициативы нужно делать с точки зрения народа, а не с точки зрения бизнеса. Бизнес – это всего лишь одна из составляющих процесса. Мы что хотим – сделать абсолютно трезвое общество? Давайте запретим алкоголь. Я только за. Тот бизнес, который так или иначе связан с алкоголем, думаю, перестроится, будет продавать кефир и газировку. Те, кто не сможет перестроиться, туда им и дорога. Проблем я не вижу абсолютно никаких. Давайте себе на минуту представим: мы делаем стопроцентно сухой закон в нашем обществе, в нашем государстве. И что?" – спрашивает Студенников.
"Купят, если захотят"
Из-за запрета продажи алкоголя исчезнет много рабочих мест и вообще станет меньше магазинов, доступных для пенсионеров и инвалидов, уверен Евгений Бердников из Вологды.
– Вырастет продажа суррогата и из-под прилавка, соответственно, вырастут серые доходы заводов, а суммарно значительно упадёт налоговый доход в казну, – перечисляет он. – И тут же возникает вопрос о монополии, когда останутся большие супермаркеты, которых у нас на пальцах одной руки сосчитать можно. Кто будет сдерживать цены? Лучше бы занимались медициной и освещением на дорогах.
Врач-нарколог Дмитрий В., попросивший не указывать свою фамилию, напротив, поддерживает закон Филимонова.
– Все пойдут и умрут от суррогатов — нет, так не будет. Нормальные люди так делать не станут и найдут себе возможность купить, что захотят. А молодежь, возможно, и не приобщится. Чего в этом плохого? Еще один контраргумент про то, что сейчас самогонщики наварят и будет только хуже. Нет, подпольное производство не перебьет винно-водочный завод. К тому же при наличии воли со стороны МВД все это легко пресекается, а подпольщиков наказывают, – рассуждает Дмитрий. – Государству, несмотря на доходы от этой отрасли в виде налогов, в целом выгоднее снижать потребления алкоголя в стране.
Другой врач-нарколог Азат Асадуллин говорит, что для того, чтобы зависимость от алкоголя выработалась у человека, должно совпасть несколько факторов. И дело тут совсем не в том. в какое время продается алкоголь в магазинах.
– Во-первых, стать зависимым не каждый может, необходимо определенное строение генетического профиля (особенности работы мезолимбической системы и метаболизма) с высоким уровнем аддикции. Затем нужно воздействие средовых и микро-, и макро-социальных факторов. После которого запускается процесс нейропролиферации и нарушается reword system (система подкрепления), и тогда мы можем говорить о сформированной зависимости, – объясняет Асадуллин.
Известный демограф Алексей Ракша сравнивает вологодскую инициативу со знаменитым "сухим законом", но сомневается, что она будет такой же эффективной.
В 1985 году в Советском Союзе был введен так называемый сухой закон. В ходе антиалкогольной кампании были организованы "общества трезвости", вырубались виноградники, были закрыты винно-водочные магазины и отделы с алкоголем в продуктовых магазинах. Производство алкоголя и его продажа были резко сокращены. У винных магазинов выстраивались многочасовые очереди, ожидание в которых нередко заканчивалось драками. Уже в первый год "сухого закона" водка подорожала в 2-3 раза, резко выросло потребление самогона, что привело к росту количества отравлений.
– Тем не менее после введения сухого закона смертность снизилась уже в первый полный год примерно на 270 тысяч человек, а за первые пять лет – на миллион, то есть это связано напрямую, никаких других причин нет. И никакие пресловутые "смерти от суррогатов" этому не помешали, – поясняет Ракша. – В то же время в Вологодской области такого же эффекта не будет из-за характера ограничений. Нужно начинать с сокращения числа точек продажи и уменьшения интервалов времени продажи по вечерам и в выходные в первую очередь крепкого алкоголя, допустим, крепостью больше 15 градусов. Влияние слабого алкоголя на смертность не доказано. А вот влияние крепкого алкоголя на смертность доказано и давно. Но, к сожалению, федеральное законодательство этого не позволяет: там нет никаких упоминаний о различиях ограничениях в зависимости от крепости алкоголя. То есть сейчас это фактически "андроповская" борьба за трудовую дисциплину, и это не то же самое, что борьба с алкоголизмом.
Не алкоголизм, а война
Экс-депутат Заксобрания Вологодской области, ныне политэмигрант Евгений Доможиров уверен, что его родной регион по показателям алкоголизма не выглядит сильно хуже, чем вся Россия.
– Ощущение полное, что Филимонов эту статистику взял из головы. Вологодская область пьет так же, как и вся Россия. Если мы посмотрим статистику, которую так любит Филимонов, то за последние годы при нем как раз количество алкомаркетов росло. Ну и в целом это, конечно, будет удар по среднему и малому бизнесу. Я человек, который жил в 1980-е и помню водку по талонам. Водку по ночам продавали в магазинах, таксисты продавали. Наверное, это все теперь будет возвращаться. И дальше придется бороться еще и с подпольной продажей алкоголя, с самогоноварением, как это было при Горбачеве, – говорит Доможиров.
Введением ограничений в одном регионе проблемы не решить, считает он, потому что "вокруг как минимум шесть соседних регионов, где этот алкоголь будет продаваться".
Доможиров уверен, что борьбой с алкоголизмом местные власти подменяет настоящие проблемы Вологодской области.
– Последние три года страна живет в явной депрессии. Даже те, кто пытается закрыться от войны и делать вид, что ее не существует, все равно, наверное, понимают, что она рядом. Потребление алкоголя в том числе вызвано и этими причинами общей неустроенности, проблем и длительного стресса, связанного с войной, – полагает Доможиров. – Сотни вологодских мужиков воюют сейчас в Украине и возвращаются домой в гробах (по данным журналистов издания "Медиазона", как минимум 793 жителя Вологодской области погибли в Украине. – "Окно"). Очевидно, что одна из главных причин смертности – не алкоголизм, а война, которую устроил Путин и которую поддерживает губернатор Филимонов.
Между тем, судя по цифрам продаж, россияне стали больше пить. За 10 месяцев 2024 года в России в рознице было продано 184,2 млн дал (декалитров) алкогольной продукции. Это максимальный показатель с 2017 года, пишет "РБК Вино" со ссылкой на Росалкогольтабакрегулирование (РАТК). Продажи алкоголя с января по октябрь 2024 года превысили аналогичный показатель 2023 года на 0,8%, а с 2017 года выросли на 21%. Рекордные с 2017 года продажи в 2024 году зафиксированы у водки, виноградного вина и игристого вина.
Смотри также Россияне побили рекорд по покупкам алкоголя