В издательстве Freedom Letters вышла "русская народная игра" – "Иноагент. Поймай их всех". Кто и зачем ее придумал и на кого она рассчитана, выяснял корреспондент Север.Реалии.
"В одном замечательном Городе жили замечательные жители. И всё у них было хорошо, пока не пришли они – ИНОАГЕНТЬІ! Иноагенты всё испортили и дискредитировали. Их надо изловить и немножечко уничтожить (но очень гуманно)!
Игра "Иноагент. Поймай их всех" – это аналог популярной "Мафии", только герои – то есть игровые карты – другие.
Автор идеи (попросивший об анонимности, поскольку живет в России), говорит, что идея "Мафии наоборот" пришла к нему больше года назад, просто как шутка: игра, где "иноагенты" не могут ничего сделать, а их всех уничтожают. Все как в жизни.
– Я написал своему старинному другу, замечательному художнику из Якутска (сейчас он живет в Израиле) Саше Макарову, он сразу же отозвался, нарисовал всех героев. Ну, а потом я полгода бегал и всем показывал игру, даже мысли не было издать ее в России, думал, надо печатать в Европе, – пока меня не надоумили написать во Freedom Letters, – говорит автор. – Это же не игра, в которую можно играть и выиграть. У нее такие правила, что победить в нее невозможно, если ты иноагент. Это скорее такой документ: вот так сейчас обстоят дела. Но главное в ней – что она вызывает смех. Страшное, бесчеловечное, несправедливое – оказывается уродливым и смешным. И, мне кажется, смех спасает. Если не страну, то хотя бы кукушеньку.
Глава и основатель издательства Freedom Letters Георгий Урушадзе считает, что выиграть можно, если уменьшить количество злых персонажей: это дело ведущего игры – сколько их помещать в колоду. Кроме того, чем больше обывателей, встающих на сторону иноагентов, – тем выше у них шанс выигрыша.
По словам Урушадзе, идея сразу же его покорила, потому что сам он – большой любитель игры в "Мафию".
– Я получил уже готовый вариант игры и, хотя это не книжный проект, сразу сказал: давайте сделаем, идея правильная и интересная.
Журналист, продюсер, издатель Георгий Урушадзе родился в 1972 году в Ленинграде, окончил журналистский факультет Петербургского университета, с 17 лет работал в газете "Смена". В 1990-е годы был главным продюсером молодежных программ Петербургского телевидения, помощником мэра Анатолия Собчака, с 2005 по 2022 год – генеральным директором Национальной литературной премии "Большая книга" и Центра поддержки отечественной словесности. Также он соучредитель Всероссийского конкурса "Книгуру" и премии "Лицей" имени Пушкина для молодых литераторов. После начала войны в Украине Урушадзе в знак протеста ушел со всех постов и в апреле 2023 года основал издательство Freedom Letters. В сентябре 2024 года Минюст внес его в список иностранных агентов.
Каждый персонаж игры "Иноагент. Поймай их всех" – откровенная карикатура. Досталось и главным героям-иноагентам: у одного в кармане белого пальто – "грязные деньги Госдепа", футболка с английским флагом – "низкопоклонство перед Западом", у другого из головы торчат "подлые мысли всякие", в рюкзаке "багаж никому не нужных знаний", в одном кармане фига спрятана, в другом – билет до Еревана, у свирепой иноагентки за спиной котик ("как же без котика"), изо рта вырывается "никому не интересное мнение", в руке – тыквенный латте, в кармашке – телефончик с записью Певчих, – в общем, сомнительные субъекты.
– А ничего, что бедные иноагенты у вас изображены какими-то фриками? Их и так травят как могут, да еще ограбить собираются беззастенчиво с помощью последнего законопроекта – а тут еще вы со своими карикатурами – разве не перебор?
– Да, вот мне уже пишут: как вы можете издеваться над бедными иноагентами, лучше бы направили усилия на что-то другое! Мне хочется этим возмущенным людям ответить: ребята, вы вообще видели наши книжки, понимаете, что наши усилия направлены именно на это "другое"? А это просто шутка, развлечение, – говорит Урушадзе. – Правила там те же, что и в "Мафии", только сильные карты другие: Прокурор в классическом варианте был бы главой Мафии, Герой "СВО" заменяет Маньяка. Иноагент здесь – положительный персонаж. Но возможны варианты: если игра провластная – то мочат Иноагентов, если оппозиционная – то Иноагентов будут спасать, это уж как игроки решат.
По правилам игры иноагенты просыпаются по ночам: "Они знакомятся друг с другом, проводят расследования, записывает ролики на ютубе, рисуют антивоенные граффити, меняют ценники в магазинах и уставшие, но довольные засыпают. В это время Герой CBО кого-нибудь убивает (и показывает Ведущему – кого именно)".
Утром Жители "ловят иноагента" (или нет, как повезёт) и всячески его наказывают. Если попался действительно иноагент, его сразу сажают в СИЗО до конца игры. Если это обычный гражданин – то все равно он какой-то подозрительный, на всякий случай его отправляют в релокацию до конца игры. Если это оказался Герой CBО – то его отправляют обратно на фронт.
– Как-то немножко сурово…
– Это психологическая игра, она помогает отдохнуть от серьезности, немножко расслабиться и посмеяться, в том числе над собой, – говорит Урушадзе. – Для меня как для иноагента она не оскорбительна. Да, есть те, кто говорит: ах, ведь иноагенты – люди, как это можно, – но, по-моему, у них просто нет чувства юмора. Другие возмущаются: почему это ветеран "СВО" изображен каким-то алкашом, а чиновник или прокурор – со взяткой в кармане? Типа они взяток никогда не берут. На самом деле это просто наша реакция на ситуацию, которая сама по себе абсурдна: я считаю, что настоящие иноагенты сидят в Кремле и издают указы, ослабляющие страну, разрушающие армию, экономику, моральный дух и репутацию России. А нас с вами назначили иноагентами ни за что ни про что. Над этим абсурдом мы и смеемся.
Действительно, в карикатурном виде изображены не только иноагенты. Толстый красный Прокурор в ярко-синем мундире, с "государственными мыслями" под плоской черепушкой и необъятным свиным рылом, из кармашка торчит веер 5-тысячных купюр ("подбросили"), в руке – кувалда.
Чиновник не лучше – изо рта рвется пламя "патриотических речей", на шее крестик, в кармане "гражданство страны НАТО", в обеих руках пачки "зарплаты за полчаса".
Ветеран СВО – краснорожий, без ноги, в одном кулаке костыль, в другом бутылка, из беззубого рта вырываются черные клубы "русского духа".
Создатель всех этих образов, и иноагентов, и их антагонистов, – художник-карикатурист Александр Макаров, до войны сотрудничал с несколькими российскими периодическими изданиями.
– Мне нравится всякий абсурд, я в нем всегда готов участвовать. Эта игра – скорее памятник эпохе. Не столько игра, сколько символ. А персонажи знакомые: чиновников всяких я видел в России, иноагентов, уже после начала войны – на улицах Еревана и Тбилиси, – говорит он.
Техзадание было широкое, всех персонажей уже придуманных надо было только воплотить.
– Задача была – придумать трех иноагентов, все подробности на мое усмотрение, образы получились утрированные, но для игры, мне кажется, нормально. Я думаю, в нее будут играть: "Мафия" очень популярна, а тут она помножена на сегодняшние реалии, это должно обеспечить успех. Да вообще, больше иронии нужно в жизни.
Георгий Урушадзе тоже считает, что главное – смотреть на жизнь "без звериной серьезности".
– Это игра, это юмор – показатель современного состояния общества. Мы изобразили персонажей современности в гротескной манере, в конце концов, этим занимались все и всегда – "Шарли Эбдо", Бидструп, Кукрыниксы.
В правилах говорится, что "игра длится до тех пор, пока местные жители не изловят всех иноагентов и не посадят их в СИЗО навсегда", а если победят иноагенты, то они "построят Прекрасный Город Будущего с блекджеком и велодорожками". Георгий Урушадзе, впрочем, ни в какую Прекрасную Россию Будущего не верит, хотя победу иноагентов все же допускает.
– Я думаю, хтоническая сила этой земли такова, что это получится разве что через много-много лет, когда мы всю Россию изменим, – говорит он.
Все российские типографии печатать игру отказались.
– Как именно мы это сделали, я расскажу после войны, чтобы никому не навредить, сейчас могу только сказать, что разные детали игры мы печатали в разных местах, собранной вместе ее никто не видел, это была отдельная логистическая задача, которой мы занимались месяцев пять. Я еще не был иноагентом, когда все это начиналось.
"Если вы хотите как можно скорее изловить иноагентов, вам нужно думать, как иноагент. Для этого мы рекомендуем читать книги, которые для вас любезно подготовило издательство Freedom Letters", – говорится в правилах игры.
– У нас вышли книги Дмитрия Быкова, Ивана Филиппова, Татьяны Вольтской, Александра Архангельского, Ильи Яшина, Алексея Навального. Но я, естественно, издаю их не потому, что они иноагенты, – а потому что они талантливые авторы. Когда Лекманова и Гениса признали иноагентами, я им написал: если вам нужно новое издательство, добро пожаловать. Хотя, конечно, в России мы вынуждены издавать книги с пометкой 18+, с этой "ебалой" иноагентской, в пленку их заворачивать, это и удорожает, и замедляет процесс. У меня были совместные проекты с тремя российскими издательствами, а как только я стал иноагентом, все слиняли. У нас сейчас выходят книги прямо в русле этой игры, одна из них – "Большой кремлевский бункер", это такой постапокалипсис: после ядерного взрыва в России спаслось всего 100 человек, которые забились в бункер Путина, автор М. Петрович, очень смешная книжка. Да и "Мышь" Филиппова тоже смешная.
Известный литературовед, писатель Олег Лекманов, тоже иноагент, не обижается на игру.
– Сегодня, когда брови у всех адекватных людей по понятным причинам постоянно насуплены, любая шутка у части из них вызывает взрыв возмущения. Но хорошо бы нам всем начать гневаться не на друзей и союзников, а на общих врагов, развязавших преступную войну с независимой Украиной или поддерживающих бандитский ХАМАС.
Дмитрию Быкову тоже понравилась эта игра.
– Я всегда играл в "Мафию", которую считаю одной из национальных гордостей России – все-таки она изобретена у нас. Это прекрасная психологическая игра, а отличительной особенностью иноагентов во все времена была способность с юмором относиться к испытаниям. Про эту игру у Цветаевой сказано: "Главное занятие поэзии – обтанцовывание смерти". Вот и мы этим "обтанцовыванием смерти" занимаемся: почти все иноагенты лишились работы, родины. Относиться к этому иронически – нормально, это способ лишний раз показать, что ничего вы с нами не сделаете. Я бы вообще сделал девизом оппозиции во всем мире слова Диона из "Римской комедии" Леонида Зорина: "Успокойся, мальчик, ничего они с нами не сделают".
По словам Георгия Урушадзе, "иноагентская" игра активно продается, скоро будут печатать новый тираж. А авторский гонорар пойдет на помощь политзаключенным.
Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.
Смотри также "Память палачей". Как и почему российские власти прививают обществу любовь к Ивану Грозному и Сталину