Суд в Москве отказался удовлетворить апелляционную жалобу на арест театрального режиссера Жени Беркович, которую обвиняют по уголовному делу об оправдании терроризма из-за спектакля "Финист Ясный Сокол". Об этом говорится в группе поддержки Беркович в телеграме.
Защита просила суд приобщить полный текст "деструктологической экспертизы", которая проводилась по делу, а также характеристику из благотворительного фонда помощи сиротам о состоянии двух приемных детей Беркович.
Смотри также "Не cancel culture, а self-cancel culture". Театральные дела как знак нового витка репрессийАдвокаты требовали изменить меру пресечения на несвязанную с заключением, так как Беркович обвиняется в ненасильственном преступлении и вопреки словам прокурора "не может продолжать заниматься преступной деятельностью", так как спектакль "Финист Ясный Сокол" уже не ставится.
Защита также указывала на то, что единственное доказательство в деле - "деструктологическая экспертиза", чья научная ценность не доказана, не содержит анализа, а ее создатель Роман Силаньтев предвзят к обвиняемой, так как называл ее "еврейкой", которая "активно за ваххабитов выступает".
Прокурор настаивал на содержании Беркович под стражей.
Глава фонда Альшанская, выступившая в суде, сообщила, что двое девочек, опекуном которых является Беркович, до этого сменили три семьи и переживали насилие в детском доме. В семье Беркович они ощутили "ситуацию надежности и доверия", отмечала Альшанская. По ее мнению, дети травмированы тем, что не могут находиться рядом с приемной матерью.
Женя Беркович присутствовала на заседании по видеосвязи из СИЗО "Печатники", ее было плохо слышно, отмечали присутствовавшие на суде и она сама. Режиссер заявила, что не признает вину. Ее выступление близко к тексту цитировала в своем телеграм-канале журналист Арина Бородина.
"На спектакле стоит на афише маркировка 18+, его смотрят только взрослые люди, понимать и оправдывать терроризм - это совсем разные вещи. Спектакль посмотрело большое количество зрителей, за четыре года, что он идет, никто ни разу за все это время, ничего такого не заподозрил - ни пропаганды ни оправдания терроризма. Никто. Ни зрители, ни театральные критики, ни отборщики фестивалей", - сказала Беркович.
По ее словам, условия в изоляторе тяжелые - холодно, много тараканов.
"Я не могу поесть нормально и не могу выспаться, меня разлучили с детьми, они во мне нуждаются. Я не могу объяснить детям, почему я в изоляторе, почему меня здесь держат. Четыре года с ними работали психологи. Восстанавливали после пережитого в детском доме! Я не могу их увидеть, не могу их обнять, мне не дали с ними поговорить по телефону, ни одного звонка не дали. Это может тяжело закончиться для моих детей, очень тяжело, может закончиться смертью, не дай бог, они столько пережили в детском доме. Я не могла обнять свою 90-летнюю бабушку и поздравить её с Днём победы, потому что 9 мая я сидела в СИЗО. Сижу здесь, не совершив никакого преступления", - говорила Беркович.
Суд после короткого перерыва оставил меру пресечения в виде ареста без изменений.
- В начале мая режиссера Евгению Беркович и драматурга Светлану Петрийчук задержали по уголовному делу об оправдании терроризма, обеих отправили в СИЗО. Уголовное дело против них возбудили из-за пьесы "Финист Ясный Сокол", которую написала Петрийчук и поставила Беркович.
- По делу была проведена "комплексная деструктологическая судебная экспертиза", в которой участвовал создатель лженауки "деструктологии" Роман Силантьев, а также "лингвист-деструктолог" Галина Хизриева и "деструктолог, клинический психолог, социолог" Елена Замышевская. При исследовании пьесы и спектакля они пришли к выводу, что в них содержатся "признаки оправдания терроризма".
- Спектакль "Финист Ясный Сокол" – это проект независимого театра “Дочери СОСО”, который рассказывает о женщинах, поддавшихся пропаганде и решивших “виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама” и уехать в Сирию. Текст пьесы Светланы Петрийчук основан на реальных историях российских женщин, которые были завербованы через социальные сети. По сюжету они отправились на подконтрольные террористам территории, чтобы стать женами боевиков. По некоторым данным, таким образом в Сирии оказалось около семи тысяч россиянок. Спектакль, премьера которого прошла в 2019 году, в 2022-м получил две номинации "Золотой маски" и другие театральные награды.
- В поддержку Беркович и Петрийчук, которым грозят длительные сроки заключения, выступили десятки деятелей культуры, правозащитников и общественных деятелей. Поручительство за Беркович, которое было предоставлено суду, подписали Олег Меньшиков, Вениамин Смехов, Ксения Собчак, Нюта Федермессер, Александр Лунгин, Елена Панфилова, Максим Виторган, Арина Бородина, Константин Райкин и другие.
- Ряд знакомых Беркович предполагают, что преследование может быть связано с ее активной антивоенной позицией. После начала полномасштабного российского вторжения в Украину Беркович публично выступала против войны.