Выбор редакции
пятница 10 февраля 2023
Владислав Орлов должен был в ноябре этого года демобилизоваться из воинской части Росгвардии в Ленинградской области. Но незадолго до дембеля 20-летний Орлов впал в кому. По официальной версии, он потерял сознание после спарринга – "тестового боя" с офицером.
Владислава призвали на военную службу в ноябре 2018 года. Он должен был служить в в/ч 3526, которая относится к Росгвардии и дислоцируется в поселке Лебяжье Ленинградской области. По словам отца Влада Андрея Орлова, его сын служил в роте, "которая разгоняет митинги", и планировал подписать контракт. Но в августе его часть расформировали, и Влада "перебросили" в разведроту.
Спустя несколько недель после этого Влад впал в кому. Официальную версию произошедшего приводит издание "Фонтанка": офицер, мастер спорта по кикбоксингу, во время тренировочного боя нанес Владу несколько ударов, после которых срочника увезли в Ломоносовскую больницу.
Тем временем в соцсети "ВКонтакте" друзья и родственники Влада создали чат под названием "Армейский беспредел". Знакомые Влада добавили в переписку сослуживцев и стали расспрашивать у них о том, что на самом деле произошло 14 сентября на полигоне в Ленинградской области. Основных версий оказалось две: тестовый спарринг и конфликт между Владом и военнослужащим старшим по званию.
Один из друзей пострадавшего рассказал сайту Север.Реалии, что Влад сам раньше писал ему про стычки с этим офицером.
– Время от времени у него были конфликты с этим офицером. Как я понял из разговоров с его сослуживцами, на полевом выходе у них случился очередной конфликт, после чего он и впал в кому, – рассказывает друг пострадавшего, попросивший не называть его имя.
Андрей Орлов последний раз встречался с сыном в начале сентября. Тогда Влад рассказал, что около трех недель назад его избили на полигоне в Ленобласти во время плановых испытаний перед контрактной службой. По словам Орлова, после бега и марафона против его сына по очереди выпустили шестерых военнослужащих, которые "тестировали" Влада и еще нескольких человек. Военные били срочников до тех пор, пока они не упадут. Если солдат после спарринга стоял, то считалось, он выдержал "тестовый бой".
Сдавали "тест" четверо. Он говорил, что двое "легло". Он не лег, и еще один не лег
– Я так понимаю, это по принципу совпадает с тестом на краповый берет. Влад был в полной выкладке с бронежилетом во всем обмундировании: бег, марафон, после марафона тест Купера [на физическую подготовленность]. Он рассказывал, что потом против него по очереди выпустили шестерых. <...> Ему там сломали зуб во время этого теста. Сдавали "тест" четверо. Он говорил, что двое "легло". Он не лег, и еще один не лег, – говорит Андрей.
После "теста" в новой роте Влад отказался подписывать контракт на продолжение службы. По словам Андрея, командир роты "очень плохо отреагировал" на это заявление срочника.
– Влад написал другу: "Мне ***** по поводу отказа". Больше на связь он не выходил, – говорит отец Влада.
Мама, если вдруг тебе будут звонить из части, скажи, что ты инвалид, ты нуждаешься в помощи, что ты против подписания контракта
– Когда он перешел в другую роту, он мне резко выдал: "Мам, я не буду подписывать контракт", – рассказывает мать Влада Ольга Орлова. – Последний его звонок был 10 сентября. Он позвонил и сказал: "Мама, если вдруг тебе будут звонить из части, скажи, что ты инвалид, ты нуждаешься в помощи, ты недавно перенесла операцию, что ты против подписания контракта". Я ответила: "Влад, я тебя услышала".
Матери Влада позвонили из воинской части 16 сентября, но не для разговора о контракте и продолжении службы. Ей сообщили, что сын с 14 сентября находится в коме. Командир роты рассказал Ольге, что во время занятий по физической подготовке Влад "бежал, упал и ударился головой".
Родители Влада точно не знают, что именно произошло 14 сентября и была ли действительно драка или "тестовый бой" между их сыном и офицером военной части.
Ольга Орлова не понимает, почему вообще её сына вызвали на спарринг:
– Если его только месяц назад перевели, он что, подготовлен для таких вещей?
По словам Ольги, сына доставили в госпиталь "с голым торсом, в одних штанах":
– Не было ни амуниции, ничего. Должны же быть хоть шлемы или перчатки? Но не было ничего.
Влада госпитализировали с военного полигона в Ломоносовскую районную больницу. Местный нейрохирург сделал трепанацию черепа. Только через четверо суток срочника перевезли из обычной больницы в Военно-медицинскую академию (ВМА). Сначала врачи боялись, что просто не довезут его до ВМА. Позже медики не могли найти машину для транспортировки и решали вопросы с палатой в медицинской академии.
– Пока они принимали решение о транспортабельности, у него на фоне использования аппарата искусственного дыхания появилось воспаление легких. Как объяснили врачи, это было неизбежно, – говорит отец Влада.
– В ВМА его ждали. Я с врачами разговаривала. Они говорят: "Да, мы его всю ночь ждали, но реаниматологи в Ломоносове сказали, что он не транспортабелен, просто не довезут", – вспоминает мама свой разговор с врачами.
В больнице Владу сделали компьютерную томографию, где увидели, что солдат получил несколько гематом около трех недель назад, одна из которых лопнула 14 сентября.
По словам отца, синяки трехнедельной давности могут быть последствиями того самого спарринга, когда против его сына выставили шестерых военнослужащих. Лопнувшая гематома – итог не то конфликта с офицером, не то очередного "тестового боя", который он прошел 14 сентября.
– Одна из гематом, полученных три недели назад, лопнула, и получилось кровоизлияние в мозг. Правую часть мозга сильно очень передавило. С кем был спарринг, тоже неизвестно: то ли с командиром, то ли нет, – говорит Андрей Орлов. Он уверен, что человек без профессиональной подготовки не мог нанести удар такой силы, чтобы в результате лопнула старая гематома.
Сейчас врачи Военно-медицинской академии не дают родителям никаких прогнозов по поводу состояния Влада.
– Со стороны головного мозга есть маленькие улучшения, но состояние очень тяжелое. Из комы он пока не вышел. Ждем, – говорит Ольга Орлова.
Руководство в/ч 3526 для комментариев было недоступно.
Влад не первый солдат-срочник, который попал в больницу после спаррингов на военных полигонах. В 2014 и 2017 годах двое тюменцев, Иван Голиней и Влад Елфимов, стали инвалидами после аналогичных “испытаний на прочность”.
Мухина избили до состояния комы во время вступительных нормативов
В феврале 2017 года в одной из больниц Краснодара умер 32-летний Сергей Мухин. В феврале 2016-го он пытался поступить на службу в краснодарский ОМОН. Мухина избили до состояния комы во время вступительных нормативов. За год он так и не смог восстановиться. Еще один желающий стать омоновцем в Кировской области умер после спарринга, который проводили во время испытаний по физподготовке. В Нижнем Тагиле после спаррингов в 2010 году умер Артем Борисов, который хотел устроиться в 12-й отряд специального назначения внутренних войск МВД.
Юрист правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга" Александр Передрук называет преступной халатностью действия руководства воинской части, когда против неподготовленного военнослужащего срочной службы ставят в спарринг профессионального боксера.
– Если проводятся какие-либо мероприятия, связанные с профессиональной подготовкой, то они должны проходить в первую очередь в рамках закона и под надзором медиков в части, – поясняет он. – Подобного рода мероприятия не могут нести за собой потенциальные угрозы выше тех, с которыми связано обычное несение службы.
Александр Передрук считает, что в случае с Владом Орловым следователи должны "дать оценку действиям со стороны командования части, которое такую ситуацию допустило".
Мама Влада говорит, что пока следователи проводят только доследственную проверку. "Я уверена, что это не халатность, а наказание за то, что он отказался подписывать контракт, – говорит Ольга Орлова. – Он сперва захотел, а потом резко отказался. Сколько я разговариваю с людьми, которые отслужили, они говорят, что да, такое возможно. Могли разозлиться на то, что он хотел подписать контракт, а потом передумал".