В российские школы приходит новый предмет – "Семьеведение". Этот курс, по замыслу авторов, должен научить детей создавать крепкие семьи и таким образом решить демографические проблемы России. Учебник презентовали преподавательскому сообществу и его уже искользуют в некоторых школах, однако далеко не все встретили его с восторгом. Разбираемся, что это за новый предмет и ради чего написан этот учебник.
Текст: "Окно"
Учебник "Семьеведение" для 5-9 классов, изданный в марте 2025 года, призван "помочь молодёжи осознанно подходить к вопросам семьи". Депутат Госдумы Нина Останина предложила сделать этот курс "обязательным для всех школьников страны". Она – один из соавторов учебника.
С 2024/25 учебного года "Семьеведение" в тестовом режиме преподавали в 42 регионах России. В 2025/26 году предмет появится в каждой школе.
"Уже сейчас этот учебник доступен для того, чтобы быть заказанным и школам, и купленным в частном порядке. И даже в середине учебного года интерес уже очень большой. И уже школы заказывают этот учебник, и мы надеемся, что к 1 сентября он появится в большинстве регионов", – заявила Надежда Колесникова, главный редактор АО "Издательство "Просвещение", издавшего учебник.
Курс на 36 академических часов заявлен как внеурочный. Заниматься внедрением его в школах будет специальная рабочая группа. "Впереди очень много работы. Вопросы воспитания и традиционных семейных ценностей – наиважнейшие для будущего наших детей. Ошибки здесь недопустимы", – так прокомментировала эту инициативу зампред Госдумы Анна Кузнецова.
О чём учебник?
Книга состоит из пяти разделов: "Человек, семья, общество"; "Мои родственники – похожие и разные"; "О семейном уюте и не только"; "Важней всего – погода в доме"; "Современная семья и право". Подразделы раскрывают действительно важные для жизни каждого человека темы: история семьи, отношения внуков с бабушками и дедушками, ведение домашнего хозяйства, здоровый образ жизни, поддержка государством семей с детьми, права и обязанности родителей и детей.
В открытом доступе есть цифровые дополнения к учебнику, но его текст появился только в виде ПДФ-файлов. Их в комментариях к посту в своем телеграм-канале вывесила Нина Останина. В основном широкая публика знает про содержание учебника из интервью соавторов. Известно, что в основе лежат т.н. "традиционные ценности".
"С особой теплотой мы раскрывали тему родителей. Почему именно мама – это мама, а папа – это папа. Почему нет родителя № 1 и родителя № 2. Почему это важно и не может быть по-другому", – говорила на пресс-конференции, посвященной учебнику, автор одного из разделов, директор центра поддержки семьи "Наследие" Ксения Мосунова.
"Семьеведение" учит, что "каждый человек должен осознанно подходить к выбору партнёра", а мать и отец "имеют уникальные роли, которые нельзя заменить". Учебник объясняет, почему традиционная семья считается "единственным устойчивым обществом". В одной из глав говорится, что "любовь – это не чувство, а ответственность".
Чтобы школьники лучше ориентировались в новом предмете, им в этом помогают нарисованные герои, все они – члены одной семьи, на которую, видимо, по замыслу авторов учебника, и надо ориентироваться. Аврора еще ходит в садик, Кир – учится в школе, старшие братья Макс и Вадим живут в другом городе, но часто приезжают домой. Их папа – высокий молодой красавец в желтых очках и с модной бородкой – работает инженером в строительной компании и гордится тем, что проектирует новую автомагистраль, которая соединит несколько регионов. И хобби у него тоже правильное – "готовить суперблюда на семейные праздники". Мама – тоже молодая красавица, блондинка. Она дает уроки музыки – учит детей и взрослых играть на флейте, выращивает цветы и ведет канал о садовых растениях. Есть в этой идеальной российской семье и дедушка, в прошлом летчик. Он часто к ним приезжает, чтобы рассказать "истории о добре, дружбе и волшебстве". В конце учебника Аврора спрашивает папу, как он встретил маму. И тот рассказывает ей, как шел однажды по парку и услышал красивую мелодию. Это мама сидела у дерева и играла на флейте. "Мам, мне тоже, чтобы встретить мужа, надо будет сидеть в парке и играть на флейте?" – спрашивает Аврора. На что ей отвечают, мол, это необязательно и сообщают радостную новость: скоро у них будет пятый ребенок. "А государство поможет", – добавляет мама.
А что на практике?
Если судить по картинкам в учебнике, "плодиться и размножаться" эти идеальные российские родители начали еще в школе. Или сразу после нее. Что, собственно, вполне в духе российской госполитики не только на "многодетность", но и на "омоложение". В России перманентный демографический кризис: на 10 браков приходится 8 разводов, а рождаемость упала до минимума за 25 лет. Власти отвечают на это максимально прямолинейно – усложняют процедуру развода, пытаются запретить аборты и призывают рожать всех, кого только можно, включая студенток и даже школьниц. Вот уже в 40 регионах России, опираясь на приказ Минздрава, школьниц мотивируют заниматься сексом с помощью денег: там ввели единовременные выплаты беременным старшеклассницам, не менее ста тысяч рублей. Как школьная беременность (очевидно, вне брака) сочетается с пропагандой традиционных семейный отношений, власти не поясняют. В учебнике тоже.
Демографы считают, что такая малоэтичная стимуляция рождаемости в реальности никак не улучшит демографию страны. Психолог Людмила Петрановская отмечает, что к росту рождаемости подобная пропаганда может привести только в той категории, которая "имеет самые большие риски не справиться с воспитанием детей".
Беременность школьниц "каждый раз шок и стресс" для родителей и учителей, признается Антонина Владимировна, завуч лицея в одном из небольших городков Иркутской области.
– Это расценивается, как провал нашей воспитательной работы, потому что школьники еще не готовы психологически стать родителями. Конечно, постфактум никто их не осуждает – им и так давления достаточно. Но статистика неумолима – получить после рождения высшее образование и профессию юным мамам гораздо сложнее. Бывают счастливые исключения, когда все складывается наилучшим образом, но в большинстве случаев девушка попадает в зависимое положение и чтобы стать независимой ей требуется приложить вдвое-втрое больше усилий, – говорит Антонина Владимировна.
Ее коллега, директор с 33-летним стажем из города Усть-Кута, Елена Петровна за все годы долгой работы сталкивалась только 3-4 раза с подростковой беременностью. И это считается "высоким показателем" для "лучшей школы города".
– Мы многое упускаем из вида, ведь после 9-го класса, если девочки ушли из школы, такую статистику уже не ведем. Кто там после 9-го замуж вышел, кто поступил в техникум, кто родил еще одного? Между тем после 9-го класса, наверное, многие рожают, а мы просто не знаем. В нашем городе это не шокирует – по возрасту им по 16 и более, – говорит Елена Петровна.
Возможно, в "самой худшей школе", другая статистика, предполагает она.
– Подростковая беременность, к счастью, снизилась. Вероятно, дело в грамотном информировании о способах предохранения. Недавно с коллегами об этом говорили, вспомнили всего три случая [подростковой беременности], но это было очень давно. Больше 10 лет назад, – говорит Татьяна, завуч другой сибирской школы, которая относится как раз к "худшим".
Опрошенных учителей и родителей тенденция смены госпропаганды с грамотного предохранения молодежи на денежную стимуляцию подростковой беременности "приводит в ужас".
Психологи также не видят в этом здорового подхода, отмечая, что молодую маму следовало бы поддерживать иначе, чем делают чиновники.
– В благополучной ситуации никто не будет принимать решение о рождении ребенка исходя из возможности получить вознаграждение. Разумный человек понимает, что вознаграждение быстро закончится, а ребенок требует больших ресурсов. Человек не столь разумный, взрослый и ответственный, может этого не осознавать, – констатирует детский психолог Людмила Петрановская.
Конечно, нужно помогать в тех случаях, когда беременность уже есть. И не только разовой выплатой, важно, чтобы раннее рождение ребенка не ставило крест на образовании, получении профессии, не делало молодую маму тотально зависимой от родителей или мужа. Но точно не нужно делать из этого пиар кампанию и агитировать за столь раннее материнство. Это всегда история повышенных рисков, прежде всего социальных, полагает Петрановская.
Демограф Алексей Ракша говорит, что к повышению рождаемости, как планируют чиновники, такая "стимуляция" не приведет.
– Не будет, конечно, никакого роста рождаемости. В этом возрасте рождается 0,28% всех детей. Стимулирование рождаемости первенцев вообще не сработало пока нигде и никак, – поясняет Ракша. – Суммы до 500 тысяч рублей в принципе практически не работают. Даже при стимуляции на рождение вторых и третьих детей.
Ольга, сама мама и учитель, член профсоюза педагогов, считает, что сейчас много хайпа вокруг темы школьных беременностей.
– На практике это так выглядит: подростки очень плохо следят за менструальным циклом, беременеют и не сразу замечают. Потом, пока они с подругами обсудят, пока дозреют сказать маме (страшно же) – часто это уже 4-й месяц, если не 5-й. Делать аборт плохо со всех сторон, а с какого-то момента запрещено. Продвинутые и шустрые, конечно, вовремя купят и выпьют таблетку. И для многих эта выплата нормальные деньги, которые помогут, например, уехать к родственникам, чтобы не смеялись одноклассники или не тыкали пальцем соседи. Никак она не повлияет на решение оставить ребенка, эта выплата, ну может на решение единиц. А по хорошему нужно просто давать такую же выплату любой беременной вне зависимости от статуса и возраста, чтобы она могла обеспечить нормальное питание и медицину. У нас очереди такие к врачам, что без платной медицины очень трудно обойтись. Ну и социальная работа нужна, сексуальное образование, телефоны доверия, школьные психологи – которых очень мало, тем более нормальных, в школах. Беременные школьницы, кстати, для школы ЧП всегда были и сейчас останутся, и скорее хорошо, если к ним будет хотя бы какое-то спокойное отношение.
Кто авторы учебника?
Нина Останина, председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы, известна своими консервативными убеждениями. Она активно выступает против абортов и суррогатного материнства, клеймит ЛГБТ, борется с "деструктивной детской литературой" и ратует за традиционную роль женщины – сначала рожать, потом все остальное. В 2024 году, объявленном Годом Семьи в России, она выступила против того, чтобы принимать закон о домашнем насилии. "Нельзя считать семью источником насилия. Мне представляется, что это нанесет окончательный удар по институту семьи", – заявила Останина на Петербургском экономическом форуме.
Отдельно она выступает против "эзотерических учений" и уже в этом году внесла в Госдуму законопроект "Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации". Глава комитета по вопросам семьи хочет запретить рекламу любых эзотерических услуг и предлагает блокировать ресурсы, которые их предлагают.
"Эти практики, включая астрологию, магию, энергетическое "лечение" и гадания, не имеют научного обоснования, вводят людей в заблуждение и зачастую используются для мошенничества", – писала Останина.
Тем интереснее, что ее соавтором по учебнику "Семьеведение" стала Ксения Мосунова, педагог-психолог, которая называет себя "родологом" – специалистом по изучению родовых связей.
На это обратил внимание православный священник Павел Островский. "Ксения Мосунова – она же в прошлом Ксения Губина. Считает себя родологом, о чем многократно заявляла в своих выступлениях. Если кто не знает, то родология является псевдонаукой эзотерического направления, что можно легко проверить, прочитав, например, рассказы самой Ксении в своей книги о том, как она консультирует людей; я не пожалел денег и купил книгу и все лично проверил", – написал он в своем телеграм-канале.
Родология – это как раз одно из популярных эзотерических учений. Оно утверждает, что судьба человека определяется родовыми связями и кармическими проблемами предков. Психологические, финансовые и даже медицинские проблемы человека могут быть связаны с грехами и травмами его рода, уверяют родологи. Они оперируют такими понятиями как "родовые сценарии" (например, когда разводы или бедность повторяются из поколение в поколение) или "родовые проклятия" (неразрешенные конфликты предков негативно влияют на потомков). В практической плоскости родология предлагает "работу с родом" с помощью специальных практик, медитации или ритуалов, можно "очистить" свой род и улучшить таким образом жизнь. Услуга, понятное дело, не бесплатная.
Останину соавторство родолога ничуть не смущает. "Изучение рода, откуда есть человек произошёл – что здесь такого странного? Она раздел делала как раз про генеалогию. Это её тема", – заявила она в ответ на критику.
Дьявол в деталях
Известный педагог Дима Зицер, написавший диссертацию на тему семейного воспитания, говорит, что на первый взгляд новый учебник "семьеведения" выглядит нормальным, но дьявол, как обычно, в деталях.
– К счастью, там не написано, как нужно правильно любить, но когда государство говорит, как должна быть устроена семья и монополизирует эту сферу, это в конце концов приводит к фашизму, – рассуждает он. – В учебнике все время упоминаются "традиционные ценности", но нигде не говорится, что же это такое. И при этом упоминаются некие "силы", которые навязывают нам "чуждые ценности" и хотят отнять у нас "самое дорогое". И тут же вставляются главы про автомат Калашникова, но там не пишут, что у родителей Михаила Калашникова было 19 детей, из которых выжили только восемь, а рассказывается, как он изобрел свое оружие. Или вот вспоминают Василия Теркина. Твардовский писал его с 1941 по 1945-й год и печатал в газетах, для поднятия боевого духа советских бойцов, но к чему, простите, это все в учебнике семьеведения? Что это, если не индоктринация и не пропаганда войны? Чему на самом деле они хотят научить детей? Они им со школьной семьи внушают, что семья нужна в основном для размножения, как у свиноматок. И хотя депутат Останина говорит, что они надеются, что в результате изучения этого предмета будет дискуссия, никакой дискуссии на самом деле быть не может, потому что там все абсолютно черно-белое и в интересах не конкретных людей, а государства.
Владимир, преподаватель обществознания и истории, уехал из России в 2022 году и теперь занимается с учениками онлайн. Он тоже изучил новый учебник и считает, что дальше "только запрет на обучение девушек и девочек или "семьеведенье" по домострою 17 века, как единственное нужное знание".
– Тут уже не понятно, где грань безумия, шутки, реальности, – поражается он. – Глупое, ужасное и вообще не как не способствующее цели рождаемости. Детей жалко. И вообще всех жалко, кто под этим постоянным катком безумия живет.
В учебнике постоянно подчеркивается, как важно иметь много детей. Всего, по данным за 2024 год, в России 2,5 млн многодетных семей, которые воспитывают 8 млн детей.
Семья, говорит Нина Останина в цифровом приложении к "семьеведению", это "счастье, любовь и удача". Семья это "летом поездки на дачу", "семья это праздник, семейные даты, семья это важно, семья это сложно, но счастливо жить одному невозможно". "Лучшей наградой для всех нас будет многодетное счастье, в том числе ваше", – говорит депутат Останина ученикам.
Аналоги курса "Семьеведение" есть во многих странах, но подходы разные. В США, к примеру, семейные вопросы обсуждаются на уроках здоровья и психологии. В Финляндии школьников учат партнёрским отношениям и объясняют права женщин. В Японии подросткам рассказывают о распределении семейных обязанностей, но без привязки к традиционным гендерным ролям. В позднем Советском Союзе был предмет "Этика и психологии семейной жизни", а в нулевые годы в России преподавали "Нравственные основы семейной жизни".