В Петербурге предприятия начали в добровольно-принудительном порядке требовать от сотрудников перечислять часть зарплаты на нужды армии. Несогласных грозятся лишить премий, которые могут составлять до половины дохода.
Как стало известно Север.Реалии, бывшее Государственное унитарное предприятие "ТЭК", а ныне Акционерное общество "ТЭК" (основным акционером компании остается администрация Санкт-Петербурга) собирает со своих сотрудников "добровольные" заявления о передаче части своей зарплаты на "СВО" ("специальной военной операцией" российские власти называют войну в Украине).
Средства перечисляются на счета Благотворительного фонда "Суворов", который возглавляет Айрат Гафуров – бывший офицер, служивший в Западном военном округе. Он же возглавляет офицерский клуб "Честь имею". Председатель попечительского совета фонда – депутат Госдумы Андрей Картаполов, автор законопроектов об увеличении призывного возраста, ответственности за дискредитацию наемников ЧВК "Вагнер", электронных повестках. Фонд существует 12 лет. В последнее время он закупает для российских военных дроны-убийцы и другую "гуманитарку".
Подбитая "буханка" перед зданием Благотворительного фонда "Суворов"
Фонд находится в Петербурге, его офис, как и офис офицерского клуба, расположен неподалеку от метро "Лесная". Рядом с ним стоит расстрелянная "буханка", доставленная, согласно легенде, из зоны военных действий. "На нас фашисты охотятся. Вернулся, чтобы рассказать о войне и просить о помощи", – сообщает размещенный рядом плакат с призывом дать денег.
"Народ принял это в штыки"
– Все делалось без каких-то записей, без бумажных указаний. Давление идет сверху вниз и чисто на словах. Нам зачитывал это требование непосредственный начальник. Он адекватный, сказал, что решать можем сами, но в случае отказа неизбежны последствия. А написать нужно заявление на имя генерального директора: "Я, такой-то такой-то, прошу перечислить часть моей зарплаты на нужды СВО". Указать нужно либо фиксированную сумму, либо зарплату за один день. Перечислять деньги будут на счет профсоюзной организации, – рассказывает работник одного из филиалов "ТЭК" Кирилл Т.
Бланк заявления
Последствия, о которых говорит Кирилл – лишение премий. В системе "ТЭК" это стандартный способ давления на персонал. Премий на предприятии много – бывают ежемесячные (их дают не каждый раз, за особые поручения), ежеквартальные и годовые – и в общей сложности они составляют до половины дохода. Если лишить работника всех премий, то он получит голый оклад, который невелик.
Таким же образом сотрудников заставляли вступать в профсоюз.
– Когда начальники цехов стали задавать вопросы, мол, если человек не хочет сдавать, то им ответили, что дело сугубо добровольное, но если отказываешься, надо писать объяснительную, которая будет начинаться со слов: "Я не хочу помогать армии Российской Федерации в победе в СВО…". Народ, естественно, принял это в штыки, что является естественной реакцией, когда идет принуждение. Позже некоторые сказали, что могут написать добровольное письмо, но изменят реквизиты, укажут другие волонтерские организации, но пока писать ничего не будут. Но основная часть, конечно, решила тупо исполнить волю начальства, потому что было четко сказано: "Вы получили довольно приличные премии в этом году, поэтому у вас должно хватить денег на вспомоществования. А если нет, то будут приниматься финансовые меры". Принцип почти тот же, что и при вступлении в профсоюз: кто не вступил – пишет заявление об уходе, – объясняет Кирилл.
Суммы "вспомоществований" были также оговорены для сотрудников. Они зависят от разрядов (и таким образом от зарплаты). Четвертый разряд должен перечислять от 800 рублей, пятый и шестой – от 1000 рублей, мастера – от полутора тысяч, пояснил подчиненным начальник участка.
– Часть людей ни заявлений, ни объяснительных не написали, в том числе я. Сейчас мы ждем последствий. Я понимаю, что эти суммы выглядят незначительными, но, например, работает мать-одиночка с сыном-инвалидом на иждивении, получает шесть тысяч пенсии от государства. Для нее 800 рублей в месяц много – она и так не жирует. Есть люди, которые сказали, что у них родные на "СВО", и они и так постоянно им что-то отсылают. Но, как я понимаю, таких решили пропустить. У нас один человек написал объяснительную (хотя какие объяснительные, как будто он в чем-то виноват), в ней он указал, что у него мать-инвалид. Но есть люди, которые настроены решительно – изменить реквизиты (чтобы перечислять деньги другим организациям. – СР), отправить, а там, если выяснится, что деньги все равно идут профсоюзу, обращаться в прокуратуру, – отметил собеседник.
Сотрудники считают, что дело не в патриотизме начальства. Это просто один из показателей успешности их руководства.
Скрин из рабочего чата компании
– Смысл этого на самом деле простой: директор показывает, какой он инициативный. Ему идет плюс какой-то служебный. Директора филиалов ведь между собой соревнуются. Точно также с командировками в Мариуполь у нас было. По-моему, больше средств было вложено туда, чем в ремонт городских теплосетей, – отмечает Кирилл.
После волны возмущений в "ТЭКе" решили сделать вид, что все действительно добровольно, уже прописав это в чате сотрудников.
– Самое прикольное, что начальник собрал заявления где-то в 8:15 в пятницу (31 января, – СР), а в 8:30 в нашу беседу профсоюза было переслано сообщение, что, мол, "не знаем, откуда ноги растут, но передайте всем сотрудникам, что все сугубо добровольно". А заявления уже собраны, – рассказывает Кирилл.
Почему сейчас?
"Нужды СВО", на которые требуется финансирование, придумать несложно. К примеру, ставить защиту от дронов на технику солдатам приходится за свой счет, рассказал Север.Реалии российский военный, который сейчас находится в Донецкой области.
– Весь январь 2025 мы в запаре. Постоянно ставим мангалы (металлоконтрукция для защиты от дронов. – СР) на МАЗы и БТРы. Причем это все сами, начиная от установки и заканчивая закупкой. 50 тысяч один мангал обходится, – жалуется он.
Российские военные с "гуманитарной" помощью
Параллельно российские Z-каналы в Telegram сообщают, что иным подразделениям приходится использовать ослов для перевозки боекомплектов. Источники в МО РФ, однако, утверждают, что, хотя ослы в зоне военных действий есть, для доставки боекомплектов их не используют.
Нехватка всего, кроме продовольствия, ощущается во многих российских подразделениях. В частности, в декабре 2024 года волонтеры сообщали, что в товарных количествах доставляют солдатам простейшие лекарства.
Смотри также "Здесь все хреново". Российская армия на фронте в соплях и с кашлемПоборы на войну
Поборы для российской армии идут в разных регионах все три года войны в Украине. Например, в октябре 2022 года в Ростовской области учителя, воспитатели, врачи, государственные и муниципальные служащие сообщали, что их принуждают отчислять часть зарплаты на "СВО". Власти региона все отрицали.
К 2023 году проблема стала массовой, юридические компании и профессиональные сообщества объясняли, что подобные сборы незаконны, если они не добровольны.
– Два основных правила, которые очень помогут в жизни: не подписывайте документы, смысл которых вы не понимаете, и не подписывайте документы, с содержанием которых вы не согласны. Думаю, основная проблема в трудовых договорах: к сожалению, работодатели в России часто заключают договоры с сотрудниками на минимальную зарплату, а остальное по договоренности выплачивают "премиями". В этом случае действительно работодатель при желании может так поступить, формально это не будет штрафом, не предусмотренным трудовым кодексом. Можно пробовать отказаться от подписания и требовать перезаключить трудовой договор на реальную сумму дохода. Трудовые споры до сих пор разрешаются в судах достаточно объективно, несмотря на деградацию судебной системы, – говорит основатель проекта "Ковчег" юрист Анастасия Буракова.
В ноябре 2023 года в Саратовской области отчислять зарплату требовали у работников детских садов, библиотек и школ региона.
В июле того же года такое происходило в Волгоградской области. Про добровольно-принудительные поборы рассказывали сотрудники Бударинского психоневрологического интерната.
В Петербурге же социальные работники в едином порыве, и, по заверениям властей, добровольно, начали плести маскировочные сети. Это дефицитный товар в российской армии. Особая нужда в них зимой и в начале весны, когда на деревьях нет листвы, и ничто не прикрывает позиции или технику.
В мае 2023 года в четырех регионах Сибири и Дальнего Востока бюджетников заставляли сдавать деньги на войну. С людей требовали от 1 до 6 тысяч, а тем, кто не хотел поддерживать российскую агрессию рублем, грозили увольнением и даже отправкой на "передок".
Смотри также "Врач назначает одно, а в аптеке выдают то, что есть". Россияне остаются без жизненно важных лекарств