Я считаю, что во всём виноват Собянин. Вот именно мэр Москвы и его команда. Если до этого российские политтехнологи предпочитали просто ограждать свое население от местного негатива и рассказывали, как всё плохо у "хохлов", грузин, армян (список дополняется), то собянинская команда начала формировать в медиапространстве параллельную реальность бытия, мало имеющую отношения к действительности. Оседлав топы Яндекса, они создали вечный мем о том, как похорошела Москва при Сергее Семёновиче.
Смеяться над этим можно сколько угодно, но на большую часть населения сеансы позитива вполне себе влияют. Политтехнологи и аппаратчики кириенковской закваски таким пластмассовым позитивом заразились очень быстро и решили осваивать его на провинциальных просторах. В самом деле, почему Псков не может похорошеть при Михалюриче, а, например, Новгород при Андрейсергеиче?
Поколение губернаторов, которых прозвали "технократами" ринулись строить свой "сити-позитив". Не имея при этом и близко московских бюджетов и возможностей.
жизнь в регионах превратилась в лакированную бандуру, которая к действительности не имеет практически никакого отношения
Наиболее чудно, как мне кажется, это строительство "сити-позитива" смотрится в двух самых вымирающих регионах России – Псковской и Новгородской областях. Это что-то типа, "помирать, так с музыкой". А поэтому вот у нас для вас бесконечные молодёжные форумы, прожекты, стратегии, опять форумы, на которых мы бесконечно обсуждаем "стратегии будущего". О проблемах сегодняшних не говорим – ну зачем о проблемах, у нас здесь "позитивная повестка".
В итоге жизнь в регионах превратилась в лакированную бандуру, которая к действительности не имеет практически никакого отношения. Власть и население живут вразных плоскостях, разных условиях, разных эпохах и говорят о разных проблемах. В Псковской области жители говорят, что есть проблема: в районах закрываются целые отделения в больницах, потому что нет врачей, оптимизируются школы, нет дорог и т.д. и т.п. А для властей основная проблема в том, что в ежегодном плане на февраль пока не запланировано ни одного молодёжного форума.
Генератор губернаторских новостей выдаёт всё больше будущего времени: "будет сделано", "будет исправлено", "область получит", "в регион направят". Говорить про будущее вообще очень выгодно: когда еще оно наступит. Местные власти умело научились избегать любых фраз в настоящем времени и уж тем более ответов на все более тревожные вопросы вверенного им населения о том, что происходит здесь и сейчас. Население им про больницы и школы, а они в ответ обещают построить в какой-нибудь умирающей деревне очередную никому не нужную воркаут-площадку (это такая штука для занятий гимнастикой на свежем воздухе)
В Псковской области есть примечательный инфраструктурный объект: ОАО "Псковавиа", который не удалось приватизировать, потому что питерский инвестор в один момент сказал: "э-э-э, вот тут у вас фактически две компании: авиаперевозчик с сотнями миллионами долгов и ликвидный аэропорт. Я не хочу долги, я хочу ликвидный аэропорт". Так же и новые губернаторы-технократы пришли в свои регионы и сказали: "Я не хочу долги, я хочу ликвидный аэропорт". Именно поэтому в Псковской области есть "белый всадник" – губернатор Михаил Ведерников, благодаря которому в листьях деревьев происходит фотосинтез, а над Псковщиной каждый день встаёт солнце, и "черный всадник" – первый вице-губернатор Вера Емельянова, которая на встречах краснеет перед теми, кому не до воркаут-площадок. Так было со знаменитой семьёй Перчиковых, так было с образовательным учреждением "Подросток", который 2 сентября выкинули из собственного помещения. Так было много раз.
А ещё новые губернаторы умеют раздавать указания и контролировать. Брать под контроль – это вообще такая фишка. Кто при этом должен управлять, организовывать работу – не очень понятно. Это как в старой шутке: ребят, я не знаю, как это на практике работает, я за концепцию отвечаю.
В случае с псковским губернатором Михаилом Ведерниковым это вполне объяснимо: много лет он работал в полпредствах президента, где главное – контролировать, а не работать. Этакая работа "особиста". Контролировать, зачищать, устранять конкуренцию и конфликты.
Когда "особист" становится губернатором, то автоматически начинает устранять потенциальные угрозы (часто мифические) самому себе. Сиречь, уничтожать политическую конкуренцию самому себе. При этом результаты такой политики все чаще оказываются самыми для власти неожиданными: в Псковской области на последних выборах "Единая Россия" проиграла своему самому принципиальному оппоненту – "Яблоку" половину избирательных кампаний.
Каждый новый призыв губернаторов демонстрирует отрицательную выбраковку. Политически слабые губернаторы по производной окружают себя политически слабой командой: во веки и во все времена подчинённый не должен быть умнее начальника. Да, в системе еще пока остаются (каким-то чудом) старые специалисты. Но любой менеджер знает, что прочность цепи равна прочности самого слабого звена этой цепи.
Ну и, конечно, новые губернаторы почти не дают прямых и развёрнутых интервью. Этому факту принято придавать некий ореол сакральности, мол, человек занятой, важный, ну и не каждый смертный может и должен с ним общаться. Правда жизни в том, что при двух-трёх уточняющих вопросах "губернатор-технократ" поплывёт и будет не в состоянии вести диалог.
Да, честно говоря, и тех, кто должен задавать такие вопросы, почти не осталось.
Денис Камалягин – главный редактор газеты "Псковская губерния"
Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции