Шестьсот человек в поселке под Калининградом живут без нормальной воды: из кранов течет нечто ржавое, с бензиновыми разводами и только по ночам. В эпоху коронавируса, когда врачи советуют часто и тщательно мыть руки, они вынуждены пить из родника и собирать дождевую воду. Проблема с водой не решается годами, и местные жители, как выяснил корреспондент сайта Север.Реалии, отказываются теперь идти голосовать за поправки к Конституции, потому что "президент обещает нам золотые горы и хорошую жизнь, а жизнь у нас допотопная".
Небольшой поселок Тимофеевка находится в 70 км от Калининграда. Совсем рядом, буквально в нескольких километрах – довольно крупный районный центр Черняховск, благоустроенный город с водоснабжением.
В Тимофеевке тоже есть свой водопровод. Но последние 15 лет он работает с перебоями, по паре часов в день извергая из себя ржавую техническую воду. Анализы показали, что пить ее нельзя, да и руки лучше не мыть.
– Вода пахнет какой-то тиной. А сверху как будто бензин плавает, – рассказывает Татьяна Котикова.
– Я в 1994 году приехала сюда, и вода была намного лучше, не была такой вонючей и грязной. Сейчас цвет воды желтый от ржавчины. Она чисто техническая, мы ее не пьем – ведь это можно умереть сразу. Воду берем в магазине. А эту воду стараемся по ночам набирать для туалета, постирать что-то темное. Стиральные машинки ломаются, все шланги забиты ржавчиной, – говорит Александра Холова.
Но и эту некачественную воду приходится "ловить". Татьяна Шурунова – местный врач-терапевт. Целый день на участке в маске и перчатках принимает пациентов, а вечером после работы ей даже нечем умыться.
Вот как можно так жить, еще и во время коронавируса? Руки даже нечем помыть!
– Вечером воды в кране нет. Она появляется ночью на несколько часов. Тогда и моемся в этой ржавой воде, а что делать – мыться-то хочется. Стираем тоже ночами. Вот я в десять вечера ложусь, чтобы в час ночи встать и что-то до 4–5 утра сделать. Потом резко раз – и вода пропадает, как будто кран закрыли, – рассказывает медик.
– Вот как можно так жить, еще и во время коронавируса? Руки даже нечем помыть! Когда из каждого "утюга" рассказывают о важности гигиены сейчас, в такое сложное время, а мы воды не видим, – возмущается Холова.
"Никто не знает, куда девались деньги"
В советское время проблем с водой в поселке не было.
– Когда-то у нас здесь был совхоз. Люди в каждом дворе коров держали, огороды сажали. А сейчас мы даже посадить ничего не можем – поливать нечем, – рассказывает Наталья Масс, местная активистка, которая пытается достучаться до чиновников и рассказать о "великой засухе в поселке".
– Нам все время что-то обещают. Пять лет назад приезжал начальник местного "Водоканала", сказал: выделены деньги на подключение вас к городу Черняховску, осталось утвердить проект, и будет вам вода. А недавно мы туда опять звонили, и нам начальник сказал, что ничего не знает, так как работает всего год. Никто не знает, куда девались деньги, которые были обещаны и уже выделены, – возмущается пенсионерка.
Проблемы с водой в поселке начались в 2000-х. Когда-то здесь исправно работало две скважины, из которых вода поступала в три водонапорные башни.
– А потом башни стали убирать, якобы они сгнили. И начались перебои, – вспоминает Наталья Ивановна. – Из кранов вода исчезла. После скандалов и ругани перед новым годом нам поставили новую башню, выделили на это 9 миллионов рублей. Я не знаю, подключена она или нет, наши мужики недавно смотрели – воды там нет.
В поселке – ухоженные дворы и сады, но огородов действительно очень мало. Зато каждый двор заставлен самыми разными емкостями для воды: бочки, кадки, тазы и ведра. Накануне был дождь, и они полны. Дождевой водой местные жители поливают грядки, используют для хозяйственных нужд.
– За питьевой водой, пока силы есть, езжу на родник. Таскать тяжело, но делать нечего, – говорит Михаил Фотиков. Воду из родника он возит на велосипеде. – И это только для пищи. Для остальных нужд беру из бочки с дождевой водой.
Все забито песком, ржавчиной
За ржавую техническую воду местный "Водоканал" пытался брать с жителей деньги. Пару лет назад они начали судиться, выиграли суд и теперь "за водоснабжение" не платят, хотя в платежках осталась строка "за полив". По ночам они заполняют емкости водой из-под крана, чтобы полить сады.
– Трубы забиваются моментально, – рассказывает Багдасар Акопян. – Недавно я купил новый смеситель, поставил – 15 минут прошло, 15! Жена меня зовет: "Что ты за мастер, вода уже не идет". Все забито песком, ржавчиной.
Другой местный житель, Георгий Мунтян, показывает использованные фильтры для воды из-под крана. Справляется с ржавчиной такой фильтр с трудом, выходя из строя за неделю.
Надоела такая жизнь. Продать дом к чертовой матери!
– Один фильтр стоит 68 рублей. А надо четыре штуки за раз. Тратимся и на покупную воду, чтобы можно было что-то готовить, – рассказывает Георгий и показывает запасы привозной воды в своем гараже. – Ну а что остается? Надоела такая жизнь. Продать дом к чертовой матери! 21-й век – ну разве так можно?
"Голосовать – за что?"
Подземные воды залегают здесь на большой глубине, поэтому в поселке почти нет колодцев, буквально два-три на отдаленных хуторах.
– Рыть колодец очень дорого, тут одни пенсионеры, 12 тысяч рублей пенсия, да вы что? Там тысяч 100 надо – у нас слой водоносный очень глубоко, – отмечает Акопян.
У нас на Полевой живет женщина – инвалид первой группы, кто будет ей воду носить?
Местные чиновники отчитываются, что организовали подвоз воды в поселок дважды в неделю. Но это проблему не решает.
– Нам говорят: вам же подвозят воду. А как ее носить могут инвалиды? У нас на Полевой живет женщина – инвалид первой группы, кто будет ей воду носить? У других соседей сын недавно перенес инсульт, теперь мать воду таскает. У еще одной соседки муж вообще не выходит на улицу, от кислородного баллона не отходит. Есть женщина – у нее муж без ноги, – говорит Наталья Масс.
На время, когда об истории поселка вновь вспомнили СМИ, машина с бочкой стала приезжать каждый день. Стоять она здесь должна до полудня, по словам Натальи Ивановны. Однако в этот раз в 11 часов утра бочки уже нет.
– Наверное, кончилась вода в бочке, поэтому она и уехала. Воды ведь на всех не хватает, – утверждает пенсионерка.
Мы живем без самого главного – воды. Голосовать – за что?
Время подвоза воды должно быть указано в расписании на местном клубе, но корреспондент Север.Реалии его не нашел. Зато висит большое объявление о грядущих выборах по поправкам к Конституции.
– Сорвали объявление. Там уже выборы, – сокрушается Наталья Масс. – Я голосовать не пойду, зачем мне надо, без нас уже все решено. Нам говорят: голосовать за поправки, но за что там можно голосовать? Мы живем без самого главного – воды. Голосовать – за что? Одни обещания.
– Мы сейчас голосуем за Конституцию, президент обещает нам золотые горы и хорошую жизнь. А что же у нас – допотопная жизнь, допотопная! – возмущается Георгий Мунтян.
Недавно Наталья Масс сняла видео, где показывает, как вода тонкой струйкой идет из крана. Ее дочь отправила ролик в приемную губернатора Калининградской области Антона Алиханова. Из областного правительства пришел ответ, что администрацией Черняховского городского округа уже разработана проектная документация новой станции обезжелезивания и отправлена на экспертизу. Но когда нормальная вода появится в кранах, в ответе не говорится.
"Карательные меры возможны"
Директор "Водоканала" Черняховска Александр Суходольский сообщил, что работает на своей должности всего год и месяц, поэтому насчет многолетних жалоб жителей Тимофеевки не в курсе. Но все-таки обнадежил: сейчас, дескать, идет активная работа по прочистке труб.
– Перебои с водой в Тимофеевке связаны с тем, что там очень старые водопроводные сети. И в администрации дана команда разработать проект по замене сетей. В этом году проект будет разработан. Затем по "Программе конкретных дел" (работает в муниципалитетах Калининградской области с 2011 года. – СР) начнется их плановая замена. И еще: там вода очень грязная, и сейчас идет реконструкция станции обезжелезивания, – сказал Суходольский.
Глава администрации Черняховского городского округа Сергей Булычев надеется, что деньги на реконструкцию сетей будут выделены в следующем году, в этом – помешал коронавирус.
– К сожалению, ситуация с пандемией не позволила нам поменять сети, был сокращен ряд программ. Но мы на следующий год уже сформировали "Программу конкретных дел", в рамках которой сети будут заменены, – сказал Булычев.
По его словам, установленная недавно башня Рожновского вполне позволяет обеспечить поселок нужным объемом воды. Но из-за старых изношенных сетей вода просто не идет по трубам.
– Там идет "пятидесятая" труба, не знаю, в каких годах ее прокладывали. Я могу предположить, что эти трубы уже не пропускают необходимый объем воды. Постараемся в следующем году положить "сотую" трубу, с большим диаметром, – отметил Булычев.
Тот случай – у меня есть вода, а у соседа пусть хата сгорит
Заодно чиновник неожиданно обвинил в сложившейся проблеме самих местных жителей.
– На многих участках и домах жители стоят свои насосы, которые в вечернее время отбирают воду из сетей, ставя всех остальных в деликатное положение – кто ближе к башне, у того и вода. Они сделали врезки в общие сети и забирают воду из общей трубы. Насосы стоят в домах либо в подземных помещениях. Тот случай – у меня есть вода, а у соседа пусть хата сгорит. Мы сейчас обходим дома и в ближайшее время вычислим, где стоят незаконно установленные насосы, – сказал чиновник.
По его словам, сотрудники администрации будут стараться убедить жителей демонтировать установки.
– Я не сторонник карательных мер, если люди в добровольном порядке демонтируют, то спасибо им. В противном случае будем принимать меры, – отметил Булычев.
Ну а пока жителям Тимофеевки придется пожить без воды еще минимум год. Но многие уже всерьез задумываются о продаже домов за бесценок – лишь бы покинуть проблемный поселок.