В инфекционно-информационном цунами почти затерялось сообщение о неожиданном прорыве строящейся плотины Белопорожских ГЭС на реке Кемь, который 22 марта обнаружили рабочие и засняли на видео. Запрошенные журналистами руководители строительной компании "КСМ" подтвердили факт аварии – стихийного прорыва участка дамбы, в то время как компания "Нордгидро" – заказчик строительства –утверждала что "мы сами разобрали ненадёжный участок ещё советской плотины, чтобы перебрать". Несмотря на такие информационные нестыковки, инцидент с якобы не случившейся аварией быстро замяли, видимо, чтобы не тревожить высоких покровителей и международных спонсоров этого микроскопического мегапроекта. Сейчас же стройку могут форсировать, несмотря на карантин, создавая тем существенные риски для населения.
стоимость всей бюджетной части пятилетней "Федеральной целевой программы социально-экономического развития Карелии" равна 9 миллиардам рублей. То есть вместо вложений в больницы, ремонты зданий, мосты, стадионы и дороги жители региона, в рамках тарифов за электроэнергию, постепенно оплатят строительство объекта "огромной международной значимости", но совершенно микроскопической пользы для республики и страны
Белопорожская малая ГЭС достойна титула "самая большая малая ГЭС в России" (надеюсь вы все помните мем что "советские микрокалькуляторы – самые большие в мире"). В начале века на Северо-западе появилась молодая компания "НордГидро" и взялась за ремонт старых маленьких ГЭС в Карелии – дело нестыдное, кому-то полезное, но явно не очень денежное и не пиар-ёмкое. Работали увлечённо, ввели в строй полдюжины заброшенных маленьких станций в Карелии, пошли в другие регионы и даже начали проектирование на притоках Нижней Тунгуски станцию для нужд эвенкийских селений. В-общем, реально старались сделать что-то полезное. Но где то к 2015 году в модной теме "возобновляемых источников энергии" (ВИЭ) в Карелии решили поучаствовать Новый банк развития БРИКС, Евразийский банк развития, Российский фонд прямых инвестиций – китайский инвестиционный фонд, крупная китайская компания "Синомэк" и ещё полдюжины организаций с громкими именами и тягой к пиару. И вот уже на деньги банка БРИКС дочерняя компания "НордГидро –Белый порог" вместе с "Карел Строй Механизацией" четвёртый год "достраивают" начатую в советское время "Белопорожскую ГЭС" на реке Кемь. "Самая масштабная стройка Карелии", "Проект БРИКС – прорыв в области ВИЭ", "Решение проблемы энергодефицита Карелии" – трубят фанфары.
Действительно ли эти "малые ГЭС" столь прогрессивны и судьбоносны для развития Северо-запада России? Если заглушить фанфары – в чем смысл этой стройки?
Начнём с того что в списке поддерживаемых государством объектов ВИЭ числится не одна а две одноименные малые ГЭС: "Белопорожская ГЭС-1" и "Белопорожская ГЭС-1" мощностью 24.5 МВт каждая. Связано это с тем, что до февраля 2020года по принятым в России правилам считаться "малой ГЭС" и получать гарантированные государством повышенные платежи от потребителей могли только станции мощностью до 25МВт. Во многих странах мира подобные ограничения установлены чтобы исключить разрушительные для природы "крупные ГЭС" из "климатических" программ государственной поддержки ВИЭ. Впрочем, статистика опубликованная недавно ЮНИДО показывает что в деле избежания выбросов парниковых газов толку от малых ГЭС почти нет – они составляют менее 3% от установленной мощности построенных в мире ВИЭ и доля их стремительно падает. Поэтому в России большая часть господдержки когда-то предназначенной для малых ГЭС была перераспределена в пользу ветряных и солнечных станций .
Откуда ж у НордГидро взялись сразу две такие ГЭС? А это чистая ловкость рук – две группы генераторов установленные на двух краях одной и той же плотины выдали за две разные "малые ГЭС" и вопреки установленным правилам получили гарантии господдержки. Видимо, не нас одних заинтересовало это невинное мошенничество, так как одним из первых дел нового Правительства России стал выпуск Постановления от 03.02.2020 № 76 единственный понятный нам смысл которого –застраховать от лишения привилегий эту одну единственную маленькую Белопорожскую электростанцию на 50 МВт. Если учесть, что перекрытие реки Кемь плотиной летом 2019 наблюдал сам глава Совбеза Патрушев, то такое рвение Правительства перестаёт удивлять. Удивляет цена вопроса.
Станция маленькая, но зато золотая. Если ещё в 2016 году Банк БРИКС оценивал стоимость проекта в 161 миллион долларов, то в конце 2019 российские чиновники насчитали уже на треть больше – в 12 миллиардов рублей. Официально признано что здесь самая дорогая в стране стоимость создания "ВИЭ" – 174 тысячи рублей за киловатт установленной мощности, но при простом делении цифры вложений на мощность вы убедитесь что реальная цена киловатта - 240 000 тысяч рублей. На эти деньги можно было построить вдвое или втрое больше ветряков или солнечных электростанций.
Но может быть Белопорожские ГЭС вырабатывающие 230 миллионов киловатт-часов в год – это решение энергетических проблем Карелии? Куда там! В 2019 году потребление в Карелии составило около 8 миллиардов киловатт-часов и новые ГЭС способны закрыть 3% этой потребности. В том же 2019 году Объединённая энергосистема Северо-запада, снабжающая Карелию, работала с профицитом и произвела 112 миллиардов киловатт-часов. Соответственно новый объект даст к этому прибавку в 0.2%.
При этом стоимость всей бюджетной части пятилетней "Федеральной целевой программы социально-экономического развития Карелии" равна 9 миллиардам рублей. То есть вместо вложений в больницы, ремонты зданий, мосты, стадионы и дороги жители региона, в рамках тарифов за электроэнергию, постепенно оплатят строительство объекта "огромной международной значимости", но совершенно микроскопической пользы для республики и страны.
А каковы ущербы от строительства этих ГЭС мы попросту не знаем. В прошлые годы Белопорожская ГЭС многократно вызывала протесты населения и возражения специалистов. Собственно поэтому её тогда построили лишь на 25%. В пропагандистских публикациях новый проект по сравнению с его советским предтечей выглядит благостно: спецы НордГидро снизили в уровень плотины и тем "спасли" от затопления историческую деревню Панозеро. А для несчастных рыб эта плотина уже ничего кардинально не изменит – и сверху и снизу по течению река Кемь давно перегорожена другими ГЭС. Но хотелось бы увидеть официальную независимую оценку воздействий на окружающую среду. Коалиция Реки без границ вступила в переписку с Банком БРИКС в поисках материалов экологической оценки проектов Белопорожских ГЭС и протоколов слушаний по ней. Но, несмотря на четырёхкратные обещания "всё прояснить" так и ничего и не получила. В презентациях "Нордгидро" такие документы и вовсе не значатся. Видимо, Банк БРИКС профинансировал объект так и не прошедший экологической оценки воздействий по международным стандартам, что прямо скажем тянет на международный же скандал.
Строительство, которое по первоначальному плану должно было окончиться в 2018 году хронически задерживается. Меж тем за срыв сроков компании заключившие "договора на поставку мощности ВИЭ" должны платить немалые штрафы и они часто ищут объективных причин чтоб эти штрафов избежать… И как нельзя кстати случился этот неожиданный "прорыв плотины".
Повреждена та часть плотины, которая строилась ещё в советские годы, и её постепенный подмыв рабочие, якобы, наблюдали в течение двух недель. (Кстати, шлём привет с берегов Кеми компании Русгидро и губернатору Кемеровской области Цивилеву собравшимся достраивать советский остов Крапивинского гидроузла на реке Томь. Если тот советский монстр рухнет при достройке город Кемерово ждёт кардинальное архитектурное обновление ). К счастью, данная авария, видимо, небольшая и если верить начальству – ценное оборудование уцелело. Но инцидент заставит перенести на ещё более поздний срок пуск ГЭС, на который неосмотрительно обещали собрать "министров финансов всех стран БРИКС".
Очень хочется надеяться, что эту распиаренную микро-стройку века не начнут форсировать сейчас, чтобы, несмотря на пандемию, успеть к 100-летию Карелии. По всему миру стройки ГЭС и другой инфраструктуры в отдалённых районах сейчас остановлены. Это связано с тем, что работающий вахтовым методом персонал способен принести инфекцию в далёкие местные поселения, где есть мало возможностей оказания быстрой и квалифицированной помощи в случаем вспышки коронавируса. Меж тем, судя по репортажам никто строительство ГЭСна Кеми пока не останавливал. Правительство Карелии, несмотря на жёсткие меры по изоляции граждан, любезно предложило организациям строительной, жилищно-коммунальной и электросетевой отрасли "обосновать необходимость продолжения работы во время введённого карантина". То есть велика вероятность что "приоритетная" стройка продолжится, увеличивая инфекционные риски. Интересно, что думают по этому поводу жители Кемского района, которым их новый глава Дмитрий Петров уже несколько дней как запретил не только торговлю "лишними товарами" но и свадьбы, похороны и поминки?
Евгений Симонов – координатор Международной коалиции "Реки без границ"
Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции