Около сотни бывших мигрантов из стран СНГ, получивших недавно российское гражданство, были вызваны в военкоматы Петербурга. Больше чем двадцати из них, настоятельно рекомендовали подписать контракты и уйти на войну. "Настоятельно – это, значит, заставляли. В противном случае угрожали лишить новоприобретенного гражданства", – утверждают правозащитники.
Подобные рейды и вызовы в военкоматы с шантажом гражданством практикуются с октября 2024 года, но в новом году они "перешли в активную фазу", выяснил корреспондет Север.Реалии.
"В худшем случае – на войне, а потом и мертвым"
25 февраля 2025 года полицейские Ленинградского военного округа провели рейд по торговым площадям на Сенной площади.
– У сотни человек примерно проверили документы. 22 из них на воинский учет не встали и их отправили в военкоматы "при силовой поддержке ОМОНа", – говорит правозащитник Александр (имя изменено для его безопасности). – Что это означает на деле: их поставят перед выбором: или подписывай контракт, или лишаем гражданства РФ и депортируем. Третьего не дано.
На видео слышно, как прямо на Сенной недавних иностранцев заставляют сдать телефоны ("Телефон сдавай свой! На каком основании снимаешь сотрудника спецслужб?!"), ставят в шеренгу и предлагают "вступить в ряды вооруженных сил России и тем самым получить...". Дальше запись обрывается.
– О большинстве случаев такого принуждения правозащитникам неизвестно: полицейские прессуют в основном тех, у кого нет родственников в России, кто плохо говорит. А еще в первую очередь у них отбирают телефоны, чтобы они не могли уведомить хотя бы правозащитников. И если кто-то с воли не забьет тревогу – человек просто окажется лишенным гражданства и депортированным. Или в худшем случае – на войне, а потом и мертвым, – продолжает Александр.
Рейды с шантажом российским гражданством начались осенью 2024 года после принятия пакета поправок в закон "О полиции".
– Приняты они были летом, но часть из них вступила в силу осенью, а часть – только в новом году. Сейчас полиция и ФСБ могут депортировать мигрантов без суда по сильно расширенному перечню оснований (и только четыре из них действительно серьезные), среди них есть такая формулировка как "и по иным основаниям" – что позволяет подвести что угодно под основание для высылки. Фактически полиции не нужны суды, чтобы депортировать, – говорит правозащитница Елена (имя изменено). – Антимигрантские рейды и раньше были достаточно регулярными, но с января-февраля они вышли на новый уровень, стали масштабнее. Всем, кто не встал к этому времени на воинский учет, теперь предлагается остаться в России только на таких основаниях – идти на войну.
Недавно получившие гражданство – не единственная группа, которой угрожают за отказ подписать контракт, утверждают юристы.
Подзащитный Александра – 19-летний студент Артем (имя изменено по его просьбе) из Одинцово, родившийся в Узбекистане, – получил отказ в продлении разрешения на временное проживание (РВП) в России.
– Я учусь на четвертом курсе в частном вузе – это институт информатики. Уже заканчиваю. Накануне ходил продлевать разрешениею Так сотрудница МВД из отдела по вопросам миграции даже не вчитывалась в мое заявление, не смотрела документы и зачетку. Сразу: "Вот посмотрите, такой контракт, надо подписать". Я взял, для вида прочитал, говорю: "Не заинтересован". "Тогда отказ!", заявила она, – рассказывает Артем. – Заявлении написано, что мне год осталось доучиться... Честно говоря, я испугался очень. И пока не знаю, буду ли подавать снова.
Артем говорит, что боится недоучиться из-за отказа в разрешении остаться в России, но "умереть на войне боится еще больше".
Согласно документу (есть в распоряжении редакции), ему было отказано "в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание, поступившем из Филиала Московской области в ФГУП "ПВС" МВД России, в соответствии с приказом МВД России от 31 мая 2024 года №300" по основаниям, предусмотренным пунктом 45.1 и 45.2 Административного регламента МВД РФ – искажение информации о событиях и лицах в заявлении".
– То есть формально ему отказали в приеме заявления из-за неких "ошибок". В теории он может заново собрать пакет документов и подать заявление опять, но ответ будет предсказуемый – опять отказ, – уверен его адвокат.
Во второй части справки МВД об отказе в приеме документов Артема сообщается о "возможности заключить контракт" и приобрести не только гражданство РФ, но и "единовременные выплаты федерального и регионального характера".
– Бесстыдство? Конечно. Но на на фоне того, что происходит в ЦВСИГах (центрах временного содержания иностранных граждан) – это еще цветочки. Парня хотя бы отпустили, и он может вернуться на родину, пусть и без диплома, потратив деньги за четыре года учебы, – продолжает адвокат Александр. – Печально, конечно, но если во время рейда по улицам, в метро или по общежитиям для мигрантов ты попал в ЦВСИГ – у тебя отберут телефон и оставят на несколько дней без еды и воды. И ты подпишешь все, что угодно, лишь бы выйти. А выйдешь уже под пули и снаряды, но обезвоженные думать об этом не в состоянии.
Масштабы такой "вербовки" правозащитники оценить пока не могут.
– Если в первый год войны или хотя бы еще в 2023 году можно было получить сведения о подписавших контракт иностранцах, то сейчас ноль информации, – говорит Александр. – Пока понятно только, что таких контрактов путем шантажа станет в разы больше – полиция, получив право выдворять иностранцев без суда, этим активно пользуются. Только после окончания войны мы со слов украинской стороны сможем узнать, а сколько иностранцев, не граждан РФ, находится в плену. Пока волонтеры не брали у таких интервью, как у пленных россиян. Я сам пытался связываться с некоторыми украинцами, которые имеют доступ к пленным, но ничего не узнал.
Правозащитница Елена говорит, что ее подзащитным настоятельно "советовали" подписать контракты после задержания в Москве, Петербурге и Тамбове.
– В Петербурге было недавно три случая, ЦВСИГ в Красном селе. В Москве – в ЦВСИГ в Сахарово. В основном, это граждане стран СНГ, но недавно была целая группа индийцев. Их удалось отстоять, потому что у людей и патенты (трудовой патент на работу для иностранных граждан) были, и документы все в порядке. Но они по-русски не говорили, их буквально обманом чуть не заставили подписать контракты. Переводчика им, разумеется, не предоставили, – говорит Елена.
Она считает, что в этом случае вина за задержание мигрантов полностью лежала на работодателе.
– Видимо, он хотел сэкономить и записал своих работников на другую фирму. Хотя именно у его компании была квота на иностранных работников. А у той фирмы, на которую записал, квоты не было. Сэкономил, ага, в итоге штрафами заплатил еще больше, – продолжает Елена. – В России нежелание платить налоги – один из основных мотивов и часто приводит к нарушению прав мигрантов. Плюс халатность сотрудников МВД. А точнее, их дефицит в отделах по вопросам миграции.
Большая часть задержанных регистрируется в базе мигрантов, но на учет их не ставят.
– Нужно понимать, что сами люди не отвечают за то, что сотрудники полиции вносят или не вносят их в базу регистрационный учет. Доступа к базе у них нет, они не могут сами себя на миграционный учет внести, – напоминает Елена. – И при этом невнесение в базу – самый распространенный повод для депортации иностранных граждан. Когда они приезжают в Россию, собственник места, где они разместились или он сам с копией паспорта собственника и выпиской из реестра недвижимости, подает в отдел МВД по вопросам мигрантов уведомление о том, что он прибыл вот в это новое место. Возьмем, к примеру, самый мигрантский район Москвы – это Капотня, где в основном живет кыргызская диаспора, около 40 тысяч человек. И это не фиксированное число людей: они приезжают, уезжают, меняют квартиры, устраиваются на новую работу, увольняются и переезжают. Все эти перемещения подаются в отделы по вопросу мигрантов, а сотрудник ОВМ сидит на приеме четыре раза в неделю по четыре часа. И на отдел конкретно в Капотне – всего трое таких сотрудников. Как вы думаете, у них вообще физически есть время всех внести в базу?
Те мигранты, которых задержали незаконно и которых удалось "отбить", боятся жаловаться жаловаться на нарушения.
– Они как студенту Артем, которому год осталось доучиться – лишний раз слово против сказать не могут. И основания для этого действительно есть. Любая жалоба на ведомственного сотрудника пойдет теперь через ФСБ. Сотрудник службы смотрит, что некий юридически грамотный мигрант начал качать права. И шьет ему "угрозу национальной безопасности". В 100% случаев. Это означает автоматически депортацию и запрет на въезд в Россию, – поясняет Елена, на счету которой только с начала 2025 года 176 успешных кейсов мигрантов, которым грозила незаконная депортация.
Режим высылки
В 2023 году глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев предложил выдавать иностранцам российские паспорта одновременно с постановкой на воинский учет.
В мае Госдума РФ сообщила о разработке законопроекта, позволяющего призывать на военную службу иммигрантов, получивших гражданство России в дополнение к своему изначальному, включая выходцев из Центральной Азии и Закавказья.
23 июля 2024 года Госдума приняла пакет законопроектов, ужесточающих миграционный контроль в России. Полиции разрешено принимать решение о выдворении иностранцев за границу, для них введен специальный "режим высылки", резко ограничивающий их права. Максимальный срок пребывания без вида на жительство или визы в стране сокращен со 180 до 90 дней.
До принятия законопроектов решение о выдворении могли принимать только суды и погранслужба. Для иностранцев, находящихся в России без легальных оснований или обвиненных в совершении преступления, теперь введен специальный правовой режим.
Иностранцам, находящимся в "режиме высылки", запрещено открывать банковские счета и бизнес, управлять автомобилем, регистрировать брак, переезжать в другой регион. По их месту жительства полиция может приходить без ордера. За ними разрешено следить с использованием средств технического контроля без санкции суда. Все эти санкции действуют даже на время, пока высылка обжалуется в суде.
Эти законопроекты были внесены в Госдуму после нападения на "Крокус Сити Холл", в результате которого погибли 145 и были ранены больше 500 человек. В преступлении обвиняются несколько граждан стран Центральной Азии. После этой трагедии резко ужесточилась и риторика властей в отношении мигрантов. Гражданам государств Центральной Азии рекомендовано воздержаться от поездок в Россию.
В разных регионах страны правоохранители начали проводить облавы по местам проживания и работы мигрантов. В некоторых случаях их ставили на учет в военкомат. Одновременно начались "рейды" националистов, в ходе которых последние требовали увольнять мигрантов или заставлять их не носить национальную одежду, включая головные платки у девушек-мусульманок.