Ссылки для упрощенного доступа

"Нормализация". Михаил Немцев о слове года


Михаил Немцев
Михаил Немцев

Слово "нормализация" стало словом года 2023, так же как словом прошлого года было, конечно, война. 2022 год показал, что такое настоящее потрясение. Фраза "а что случилось?", которой высмеивали тех, кто (как будто бы) не заметил начала войны, если присмотреться, очень драматична. В случае такого настоящего потрясения, крайне сложной задачей может оказаться даже чётко сформулировать – а что же, действительно, случилось? Случилось… великое и страшное.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм.

И после потрясения прошлого года 2023 год стал годом обучения, как сосуществовать с "этим". И надо, видимо, как ни странно, признать, что очень для многих, именно в этом отношении, год был успешным. Он стал годом нормализации.

В 2022 году был ощущение, что "это скоро кончится". Кажется, теперь это ощущение уже совсем испарилось: не кончится, и не скоро. И вот уже в подавляющем своем большинстве привыкли жить, не замечая войны, те, кто остались в России.

Привыкают и уехавшие. Многие бежали из России в прошлом году с чувством, что надо просто переждать. Может быть, несколько месяцев. А потом можно будет вернуться… многие и вернулись, так и не переждав, и учатся теперь жить в воюющей России.

Они осознали, что жизнь будет теперь происходить именно в этих обстоятельствах. И придется к этому приспособиться. Кто как уж сможет.

А те, кто не вернулись, привыкают думать о себе как об "эмигрантах" с этим оттенком безвозвратности (замечаю, что с середины 2023-го слово "релокант" стало пропадать, это самообозначение как-то вдруг "морально устарело": ухали, так уж уехали). Тем, кто чувствует себя сегодня не релокантом, а уже эмигрантом, приходится осознать, что "переждать" не получится.

Можно теперь уже уверенно сказать, что именно в 2023 году стало понятно, что начался какой-то новый период не только российской, но и всей мировой истории. Что окончательно позади "золотые годы", когда насилия как метода решения общественных проблем в мире становилось по чуть-чуть, но меньше. Когда границы между государствами казались более-менее устоявшимися и в основном незыблемыми. Этот процесс теперь отматывается обратно. Или, если угодно, идёт вспять.

В мировых масштабах российская агрессия против Украины в 2023 году "скрестилась" с другими войнами этого года. Война, развернувшаяся вокруг Нагорного Карабаха, и трагический исход оттуда армян, практически незамеченный мировым сообществом, затем чудовищное нападение движения "Исламское сопротивление" (более известного по аббревиатуре ХАМАС) на Израиль и вынужденная масштабная военная кампания Израиля в ответ и это только в нашей, "западной" часть мира. Между этими войнами есть как будто какая-то связь. Она состоит, может быть, вот в чём: возвращается в политику старая идея, что война – это естественное продолжение внутренней и внешней политики. Так что если политика оказалась не успешной, можно и как будто даже нужно начинать войну.

Одним из важнейших последствий прошлых мировых войн был как раз хотя бы продекламированный мировым сообществом отказ от этого способа решения проблем как нормального. А теперь происходит постепенный отказ от этого отказа (не везде и с разной скоростью, но всё-таки).

Можно тут вспомнить десятилетие перед Второй мировой войной. В середине 1930-х годов в разных местах планеты уже происходили войны. Но они тогда не узнавались как предвестницы Второй мировой войны. Сейчас, из будущего, мы смотрим на ту Мировую и задаёмся вопросом: не вести ли её "отсчёт" с тех локальных войн? Если эта аналогия сколько-то оправданна, то перспектива новой Мировой войны в 2023-м стала более чем правдоподобной.

Итак, если 2023-й (даже не предшествовавший, а этот год) стал годом "нового начала", то люди будут и далее привыкать жить в мире несравнимо более милитаризированном и терпимом к насилию. И все больше воспринимать это как норму.

И лишь те, кто не согласны с такой нормализацией, будут отстаивать возможность и ценность невоенной и антивоенной политики. То есть вопреки всему держаться за опыт предшествующего периода, опыт той прежней жизни. И настаивать на том, что происходящее в мире сейчас – ненормально.

Но наступившие новые времена – они надолго. У кого хватит сил долго противостоять нормализации ненормального?

Михаил Немцев – философ

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG